Тема последней коллегии Минобразования РФ на первый взгляд показалась надуманной, взятой с потолка: “Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений”. Две совершенно разные структуры, несовместимые по “группе крови”, по “клеточному составу”…
Пожалуй, самое расхожее (или рабочее) чиновничье словечко – “вовлеченность”. Вот и здесь оно звучало буквально через запятую, сплошной статфакт.
В федеральный реестр детских и молодежных общественных объединений России входят более 40 общероссийских и межрегиональных объединений. В каждом регионе насчитывается от пяти до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с ними. Вовлеченность детей и молодежи в общественное движение (по данным социологических исследований) составляет около 10 процентов.
Многочисленность объединений и их малочисленный состав требуют выработки новых подходов, пересмотра самого механизма взаимодействия. Сегодня оно должно строиться на принципах партнерства, равенства возможностей, на поддержке общественных инициатив, способствующих развитию общественно значимых отношений.
– Считаем необходимым создать динамичную вертикальную структуру детских общественных объединений – от первичных до федеральных. Нам кажется, министерству не нужно бояться некоторого диктата в этих вопросах.
Парадокс, выступающие – представители с мест от предлагаемого пряника упорно отказывались и требовали… кнута. Как когда-то крепостные, получив “вольную”, не знали, что с ней делать, и просились назад. Быть может, потому, что многие шли от буквы, заложенной в решении коллегии. Записано: “В настоящее время чрезвычайно актуальным стало определение государственного заказа детским общественным объединениям по вопросам воспитания детей” – и каждый отчитывается, как выполняется этот заказ в “его” регионе.
– Управление реализует государственный заказ через областную пионерскую организацию. Она объединяет 50 тысяч детей – это практически 50 процентов всех учащихся области.
“Пионеры”, “Зарница”, “красный галстук” – и так из выступления в выступление. Назад в будущее?
И лишь Е.Родионова, заместитель директора Департамента образования и науки Нижегородской области и, кстати, представитель нижегородского Союза пионерских организаций (в него “вовлечены” 198 тысяч детей, или 34 процента), решительно заявила: “Не хочу возвращаться в прошлое. И дети тоже. Мы за то, чтобы в России было как можно больше детских организаций”.
Предложение объединяться разрозненным детским движениям и их лидерам на “новой основе”, проще говоря, создавать национальные детские организации, прозвучало из уст представителя Татарстана. Там уже действует Союз наследников Республики Татарстан. Союз насчитывает в своих рядах более двухсот тысяч детей, подростков, взрослых. По программам этого движения работает ряд национальных детских организаций Азербайджана, Узбекистана и др.
…Понятно, что свято место пусто не бывает. И если у ребят нет своей организации, они будут “организовываться” сами и отнюдь не в тимуровские отряды – времена не те. Да что “будут”: сегодня любой первоклассник назовет любимую асоциальную организацию – спартаковских фанатов, рокеров и далее по списку. Потому что, как заметил заместитель министра В.Болотов, ребенку организация нужна, чтобы самореализоваться. Сегодня поддерживать только пионерскую организацию – значит желать ей смерти. Ибо всякая доминирующая организация, “охватывающая” сто процентов молодежи, неминуемо формализуется, а “вовлеченные” теряют к ней всякий интерес.
Ребенок должен иметь право выбора. Не случайно заместитель министра Е.Чепурных убеждена: после самоопределения каждой организации пришло время создать систему, которая могла бы объединить их “педагогическим смыслом”, что без органов управления образованием с их силой, финансами, кадрами осуществить будет сложно.
Одна из популярных газет опросила несколько тысяч родителей: считают ли они целесообразным создание в школах организации наподобие пионерской. Ответы удивляют: 89% сказали “да”. И тем не менее это понятно: деятельность детских общественных объединений – один из важнейших институтов социализации личности молодого человека, его самореализации и самоопределения.
И тут пресловутая “вовлеченность” – не канцелярит. Ведь сегодня не из одной тысячи школ выходят дети, ни дня не “охваченные” никакими общественными движениями.
А что же в этой ситуации остается делать министерству? Научиться поддерживать детское движение и не вмешиваться в его деятельность.
Елена КОМАРОВА
Комментарии