Одно и то же литературное произведение, прочитанное нами самостоятельно в разном возрасте, воспринимается по-разному. Это естественно, поскольку зависит от того багажа жизненного опыта, который мы к тому времени имеем. Поэтому преподавать литературу в старших классах нужно исходя из того, что она помогает постичь мир чувств человека, его духовного начала. И не случайно ведь писателей называют властителями дум?
Рассказ учителя
Нормальное человеческое существование предполагает соответствие человеческой природе. Но что такое «человеческая природа»? И как можно ей соответствовать? Для курса литературы выпускного класса эти вопросы являются главными. Основой их рассмотрения служит читательская деятельность, а конкретным предметом обсуждений – литература только что ушедшего в историю XX века.
Сопоставим два ряда понятий, характеризующих наличие или отсутствие смысла жизни.
Существование:
содержательное формализованное
одухотворенное бездуховное
подлинное иллюзорное
«Кто я в этом мире?»
«Каково мое место в нем?»
Без ответа на эти вопросы осмысленность существования недостижима. Процесс поиска такого ответа называется самоопределением.
Путь каждого человека к истине существования лежит через него самого. (Ведь «истина конкретна», и более конкретной роли, чем индивидуальная, в жизни человека нет). И хотя открытия, поджидающие человека на этом духовном пути, не столь заметно осязательны, как в материальной сфере жизни, – разве от этого они являются менее важными? (При условии, конечно, что не останутся в воображении и будут реализованы в действительной жизни. Самоопределение человека производится параллельно с самоутверждением).
Как правило, старшеклассники недооценивают значение самореализации в школьные годы. Не могут избавиться от инфантильности, считают, что все у них пока еще не очень серьезно, а подлинная жизнь наступит только после школы. Такое ощущение порождает соответствующее к себе отношение: полусерьезное, полутребовательное. Вот, однако, что думал по этому поводу умудренный жизнью человек – академик-литературовед Дмитрий Лихачев:
«Когда я учился в школе, мне казалось – вот вырасту, и все будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе. Будет другое окружение, какой-то иной, «взрослый» мир, который не будет иметь ничего общего с моим школьным миром. А в действительности оказалось иначе. Вместе со мной вступили в этот «взрослый мир» и мои товарищи по школе, а потом и по университету. Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оставалось тем же. Репутация моя как товарища, как человека, работника оставалась со мной, перешла в тот другой мир, о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново.
Я помню, что у моей матери самыми лучшими подругами до конца ее долгой жизни оставались ее школьные подруги, а когда они отходили «в иной мир», замены им не было. То же и у моего отца – его друзья были друзьями его молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей – самых близких, самых нужных…»
Итак, каждый человек стоит перед выбором из двух вариантов существования. Суть самоопределения заключается в обретении жизни содержательной, одухотворенной, реальной. Этот путь приводит к нормальному человеческому бытию. Другой вариант существования выражается набором противоположных характеристик: жизни формализованной, бездуховной, искусственной. Это путь деградации.
Вопросы и задания
1. Как соотносятся между собой понятия, обозначаемые выделенными словами?
2. Установите самостоятельно смысл слова «деградация».
3. Выберите термин, обозначающий главную проблему курса литературы XI класса.
4. «Нормальное существование» и «осмысленное существование». Являются ли эти словосочетания полными синонимами?
Цель чтения
Лучшей формой самоопределения человека служит художественное творчество. «Цель художника – идеал, а не нравоучение», – писал А.С.Пушкин. (Идеал, по определению, – образ совершенного современника). Его-то и стремится художник нарисовать в своем творчестве и параллельно – реализовать в собственной жизни.
Вне зависимости от степени осознания у каждого из нас есть свой идеал, в котором воплощено понимание смысла существования. В процессе трактовки художественного произведения является возможность сопоставления нашей точки зрения с той, которой придерживается автор. (Истина познается в сравнении). Главная цель, которую ставит перед собой читатель художественной литературы, заключается в том, чтобы понять самого себя.
Предварительная цель состоит в том, чтобы понять героя. Это объясняется тем, что авторская позиция в произведении (по словам, например, Достоевского) «выходит в виде героя». Значит, усвоение этой позиции обусловлено предварительным пониманием героя и, само собой, – отношения к нему автора.
Итак, освоение художественного произведения можно представить в такой последовательности задач (каждая новая задача ставится на основе решения предшествующей):
– понять героя произведения,
– понять автора произведения,
– понять самого себя.
Однако вне зависимости от того, к кому читатель обращается – к герою, к автору или к самому себе, вопрос, который он задает, по сути, один и тот же: о человеке. Следовательно, для того, чтобы найти на него правильный ответ, необходимо иметь хотя бы самые общие представления о природе человека.
1. Определите конечную цель чтения.
2. «Самопознание» и «самосознание». При всей близости этих слов попробуйте установить: а) различия между ними (с этой целью выясните значение приставки со- во втором слове); б) какое из этих слов соответствует позиции писателя и какое – позиции читателя.
3. В ходе этимологического анализа слова «образование» определите главную цель процесса, этим словом обозначаемого.
Сферы самоопределения человека
Сложность человеческой природы заставляет вести самоопределение сразу по нескольким направлениям: главным сферам жизни.
«Чем богаче строение, тем больше сумма жизни», – писал Чарлз Дарвин. Человек – самое сложноорганизованное существо на Земле. Следовательно, потенциально он готов к тому, чтобы достичь максимально возможной на нашей планете «суммы жизни». Другой вопрос – всегда ли это получается у него реально?
Нормальная (т.е. подлинно содержательная, одухотворенная, действительная) жизнь открывается нам лишь при условии реализации своего человеческого потенциала по максимуму.
Какие же родовые начала в человеке можно выделить? В материалистической философии они даются в такой последовательности: животное, социальное (общественное), индивидуальное (личностное).
Соответственно этим началам выделяются биологическая, гражданская и духовная сферы жизни человека.
Первое начало роднит человека со всей остальной природой, в первую очередь живой. В биологической сфере жизни человеком управляют инстинкты. Например, ожог вызывает у него тот же самый рефлекс, который наблюдается у животного. Но вот, согласно античному преданию, захваченный в плен молодой римский воин, чтобы выразить свое презрение к неприятелю, кладет на горячий жертвенник руку. Муций Сцевола действует здесь уже не на животном, а на социальном уровне. Его действия сознательны, не рефлексивны: фактически это уже деятельность. Цель в данном случае – демонстрация мужества, обычного для римского воина.
Социальное начало человека организует политика. Отдельный человек проявляет себя здесь как типичный представитель какой-либо социальной единицы: класса, страны, расы, человечества. Эта сфера жизни называется гражданской. Понимание своей роли в обществе называется гражданским самоопределением.
В том случае, когда социальные связи развертываются на межличностном уровне, говорят не о гражданской, а о нравственной сфере человеческой жизни, о нравственном самоопределении человека. На этом уровне развертываются, например, отношения между учениками одного класса, школы.
Таким образом, социальное начало человека проявляется в двух сферах жизни – гражданской и нравственной.
Индивидуальное начало человеческой жизни организуют искусство и религия. Отдельный человек выступает здесь как носитель индивидуального лица (личность). Данная сфера жизни называется духовной. Она существует в светской и религиозной формах. В этой сфере человек проявляется во всей неповторимости, единственности своего существа (внутреннего «я»). Осмысление себя как личности называется духовным самоопределением человека.
Примечание 1. Духовность – вполне самостоятельная сфера жизни человека. Ее нельзя смешивать не только с гражданской, но даже и с нравственной.
Синонимия слов «дух» и «душа» возникла в русском языке очень давно. Хотя уже в форме образованных от этих слов прилагательных различие между ними более чем очевидно. Отзывчивого человека мы назовем «душевным», но никак не «духовным». Являясь ключевым понятием нравственной сферы, «душа» определяет отношение человека к другим людям (ср. «Младенческая грация души» в стихотворении Заболоцкого). «Дух» подразумевает отношение к самому себе (ср. пушкинское «Духовной жаждою томим»).
Примечание 2. Понятие «духовный» иногда употребляют в широком смысле (вбирающем в себя значение «гражданский» и «нравственный»).
Чаще всего тогда, когда есть необходимость противопоставить деятельность в этих трех сферах жизни деятельности в сфере материальной. Дело в том, что духовность (в сравнении с гражданственностью и нравственностью) значительно ближе стоит к конечной истине человеческой жизни, оттого имеет больше оснований служить понятием, объемлющим все, что противостоит материальному. Употребляя слово «духовный» в рассмотренном контексте, всегда следует помнить об этой производности (вторичности) расширенного его смысла.
1. Назовите родовые начала и главные сферы жизни человека.
2. Раскройте смысл следующего афоризма, принадлежащего Карлу Марксу: «Пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он построил ее в своей голове».
3. Перечитайте «Пролог на небе» трагедии Гете «Фауст». Своими словами сформулируйте тезисы, которые доказывают в споре о человеке Господь и Мефистофель.
4. Перечислите направления, в которых протекает самоопределение человека.
***
На примыкающих уроках рассматриваются рассказы, изучение которых призвано показать, что главные сферы жизни человека в принципе равноценны и что он (при соответствующем стечении обстоятельств) может быть велик в каждой из них: «Любовь к жизни» и «Мексиканец» Джека Лондона, «Хлеб для собаки» В.Ф.Тендрякова, «Космос, нервная система и шмат сала» В.М.Шукшина, а также (демонстрация духовности в религиозной форме) биография «Преподобный Сергий Радонежский» Б.К.Зайцева.
Комментарии