Информационные технологии в образовании. Если это название научно-практической конференции, то представляете себе, сколько на ней секций! «Цели, содержание и методика преподавания информатики и информационных технологий», «ИКТ в учебном процессе», «…в открытом образовании», «…в управлении образованием», «…в обучении людей со специальными потребностями», «…в контроле и оценке результатов обучения». А сколько преподавателей с разных концов страны съезжается обмениваться опытом! Если ты присутствуешь на такой конференции как журналист, то начинаешь жалеть, что не можешь отделить от себя нескольких голографических двойников – в фантастических фильмах это проделывают запросто! – и разослать их в аудитории, где проходят заседания различных секций.
В одной из них идет оживленная философская дискуссия о глубинной сущности понятий «информация» и «знание». В конце концов в зале встает слушательница-учительница и «заземляет» увлекшихся философов вопросом: как ей быть, если в учебниках по информатике терминологический разнобой, а у нее двое детей, и она не может себе позволить сутками напролет готовиться к своим урокам? Появится ли когда-нибудь типовой учебник информатики с единым понятийным аппаратом? А в другой аудитории идет спор с теми, кто до сих пор считает, что компьютер – вредная, навязанная школе игрушка, а от внедрения в образование информационных технологий – только лишняя головная боль. Ничего подобного, считает Светлана Никитина, преподаватель московской школы №1273: «Сетевая грамотность развивает коммуникативность, умение самостоятельно работать с информацией, учит соотносить свои действия по поиску и обработке информации с полученным результатом, оценивать и сортировать информацию, использовать информацию для нестандартных решений…»
И чем раньше начать изучать информатику, тем лучше. Младшеклассники осваивают компьютер, как родной язык: не зная правил и не испытывая страха перед техникой. Это позволяет им легко перепрыгивать «методические барьеры», воспринимая урок как продолжение игры. В общеобразовательной школе №23 г. Северодвинска, рассказала в своем докладе Светлана Потапенко, еще в 1990 году информатику ввели во втором полугодии первого класса. Оказалось, что новые уроки благотворно влияют на успехи в изучении трех главных предметов «началки» – математики, русского языка, чтения. Процент качества обучения экспериментального класса сравнивали с процентом обучения в среднем по параллели. Оказалось, что ребята, изучающие информатику, опережают этот средний уровень процентов на десять, и чем дольше у них ведутся занятия по информатике, тем сильнее они вырываются вперед.
Приглашение к творчеству
Все же в начальной школе дети еще робко приобщаются к информационным технологиям. Может быть, потому, что мало учителей-профессионалов, готовых, как выразилась одна из участниц конференции, «привлечь детей в одаренное детство»? Младшеклассникам проще с пользой для себя воспринимать чужое творчество. На конференции были щедро представлены его образцы.
Виктор Варченко, доцент факультета педагогики и психологии Российского государственного университета имени И. Канта (Калининград), разработал компьютерный практикум для проведения логопедической работы – двадцать компьютерных игр и около 150 упражнений. Дается задание: выдели в слове гласную. Ребенок наводит на гласную «мышку», а буква не выделяется банальным черным полем, как в скучных «взрослых» программах, – к ней подлетает птичка и тюкает по ней клювиком. Неправильно указал на букву – зайчик-ведущий обидится, повернется к тебе хвостиком.
В учебном пакете «Информатика-4», разработанном Татьяной Пономаревой и ее коллегами из московского центра образования №1239, действуют другие существа – робот БИК (Бездумный исполнитель команд) и Мышка-Программышка.
Когда дети подрастут, они сами начнут вовсю творить на компьютере. Смогут, например, создать мультик по любимой книге. Григорий Сикорский, ученик Центра информационных технологий Киевского дворца детей и юношества, представил публике фрагмент мультфильма по роману Генриха Сенкевича «Крестоносцы». Закованный в латы рыцарь, размахивающий мечом на экране проектора, восхитил публику. Эмоции зрителей образно сформулировала Марина Цветкова, заместитель генерального директора Центра всероссийских олимпиад по информатике: «Это дети планеты. Они формируют тот гребень технологий, на который мы все будем карабкаться».
«Наши дети более продвинуты, чем мы, они лучше знают, как и что сделать, – констатирует Лилия Захарова (средняя школа №60 Ростова-на-Дону). – Учителя чему-то учатся у своих детей, а ребята чему-то учатся у нас. Мы работаем на равных, как партнеры».
Отвертка для авторитета
Партнерство – дело хорошее, только вот как преподавателю при таких неравных силах удержать свой авторитет перед ребятами? Алексей Андреев, руководитель негосударственного учреждения дополнительного образования для детей «УЦ КОМПЬЮТЕРиЯ», считает, что маленькие виртуальные гении иногда забывают, что в реальном мире к старшим надо проявлять уважение: «У нас до поры до времени забывали о том, что талантливых ребят кто-то воспитывает. И дети сами забывают об этом. Когда их спрашиваешь: «Как ты думаешь, кто тебе помог стать чемпионом страны по информатике или завоевать золотую медаль на чемпионате мира?», отвечает: «Я сам». «И школа тебе не помогала?» – «Нет, я сам». – «А что, остальные ни при чем?» – «Да, вот такой я гениальный». Над этим надо работать, чтобы все участники процесса заслуживали внимания, чтобы они все самоутверждались, чтобы и учитель, воспитавший талантливого ребеночка, не чувствовал себя обделенным».
А пока самый верный способ учителю завоевать авторитет у продвинутых пользователей, которые сидят перед ним за партами, – самому освоить компьютер. В том числе научиться обслуживать его. В Лукояновском педагогическом колледже имени Горького (Нижегородская область) студентам, изучающим информатику, предлагается пройти специальную практику по поддержанию компьютера в рабочем состоянии. Проверить свое умение (или научиться) развинчивать корпус, чистить пылесосом внутренние поверхности системного блока, создавать резервные копии папок и файлов, устанавливать операционную систему и драйверы… Ведь выпускник может поехать работать учителем в далекую глубинку, и там ему придется обслуживать компьютерный класс самостоятельно. Не просить же насмешливых учеников ему помочь?
Конечно, одного умения копаться в железных потрохах умной машины мало. «Просто обучить учителя основам работы на компьютере – еще не значит дать ему возможность соединить информационные технологии с педагогическими», – говорит Галина Весна, специалист Центра информационных технологий из Гатчины Ленинградской области. Центр развивает систему поддерживающего обучения, которая обслуживает и учителей: «Для преподавателя каждого предмета у нас существуют специальные курсы, мы показываем, какие цифровые ресурсы по своей теме они могут найти на сайтах и порталах интернета. В конце обучения педагог сам делает урок с использованием информационных технологий. В нашей базе хранится более двухсот таких выпускных работ учителей. Их было бы значительно больше, если бы администрация школ поддерживала эти начинания».
Гатчинский центр существует всего пятый год. До его создания, говорит Галина Шефтелевна, из шестисот пятидесяти восьми педагогов только тридцать семь умели работать с компьютером, только четырнадцать знали, что такое информационные технологии. Но вот в 2002 году началась программа информатизации образования Ленинградской области, и почти в каждом муниципальном районе создали такие центры информационных технологий. Теперь уже двести двадцать пять учителей готовы работать с ИКТ.
Комментарии