search
main
0

Вот парадный подъезд, или Дом, который построил Минпрос

Посмотрите, какой дом занимает ведомство, и поймете, какую роль оно играет в жизни государства. В этом смысле Министерство образования может любого поставить в тупик, потому что занимает сразу несколько зданий: и в центре Москвы, и вдали от него. Так сложилось исторически, потому что в городе долгое время находилось несколько высших органов управления отраслью: два министерства высшего и среднего специального образования и два чисто школьных, два комитета по профессионально-техническому образованию, ВАК, наконец, Гособразование СССР, прибавившее к ранее существовавшим зданиям свое, на Люсиновке.
Сегодня ведомство одно – Министерство образования РФ, но зданий много, и, что интересно, каждое из них сохраняет именно свой неповторимый облик, свой микроклимат, который был свойственен ему всегда, независимо от того, кто и когда тут работал.

Здание на Шаболовке. Здесь делают все, чтобы экспорт образования превзошел экспорт нефти

Там, где был Мытный двор

Люсиновская улица, на которой сегодня расположено главное здание Министерства образования, раньше называлась Малой Серпуховской. Это была одна из тогдашних столичных дорог на Серпухов, здесь была построена церковь Вознесения. Самой же главной достопримечательностью этих мест был Мытный двор, на котором с середины XVIII века взимался “мыт”, или пошлина с пригонявшегося в город на продажу скота. Во второй половине XIX века в районе улицы была основана фабрика фирмы “Брокар и КO” (ныне парфюмерная фабрика “Новая заря”). К 1922 году было решено улицу переименовать. Так она стала Люсиновской – по имени участницы Октябрьской революции Л.А. Лисиновой (Люсиновой).
А начиная с 50-70-х годов улица стала застраиваться многоэтажными жилыми домами и административными зданиями. Вот тогда-то в план застройки этих исторических мест и попало нынешнее здание министерства.
Решение о строительстве здания экспериментальной школы на улице Люсиновская было принято партией и правительством в 1972-73 годах. А в 1976 году его ввели в эксплуатацию, но уже как одно из зданий Министерства образования. Курировал строительство тогдашний министр высшего и среднего специального образования СССР Вячеслав Петрович Елютин, который сам много общался с проектировщиками, строителями, отделочниками. Общая площадь здания равнялась 14 тыс. кв. метров. Кроме того, организация Гипровуз, проектировавшая строение, спланировала так, что в перспективе и при необходимости высота дома могла быть увеличена до восьми этажей.
Здесь расположены важнейшие управления, от деятельности которых зависит не только сегодняшнее, но и будущее системы образования.
Вот, скажем, Управление научно-инновационной деятельности. Оно достаточно молодое – создано в 2000 году.
Рассказывает начальник управления Александр Владимирович Суворинов: “На сегодняшний день мы работаем по нескольким крупным направлениям. Во-первых, выполняем такую крупную программу, как “Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники”. В процессе работы над ней выделили еще одну – “Инновации высшей школы”. Во-вторых, за последние полтора года мы достаточно широко развили межотраслевое сотрудничество и подписали около 30 соглашений с министерствами и ведомствами”.
Другое управление, деятельность которого тоже в большей степени ориентирована на будущее системы образования, – Управление развития образования. Возникло оно фактически с принятием федеральной программы развития образования и плана действий правительства на 2000-2001 годы. Именно с реализации двух данных документов управление и начало свою работу. В структуре управления пока четыре отдела, но в настоящий момент здесь происходит очередная реорганизация: количество задач, требующих решения, постоянно растет, поэтому и появляется необходимость в изменениях. По словам заместителя начальника управления Алексея Николаевича Майорова, кроме ведения федеральной программы, управление занимается также работой в разделе “образование” по плану действий правительства в области модернизации экономики и социальной сферы на 2002-2004 годы.
Не меньше забот в Управлении высшего профессионального образования, которое существует в структуре Минобразования почти 50 лет. Начальник управления – Юрий Александрович Новиков начал работать в управлении, связанном с высшим образованием, в 1976 году – как раз тогда, когда здание Минобразования на Люсиновской было запущено в эксплуатацию.
Управление занимается координацией, контролем и анализом всего, что происходит в высшей школе. Сама же работа разбивается на ряд позиций. Прежде всего управление тесно связано с министерствами, имеющими отраслевые вузы. Проблемы подготовки кадров, расширение списка специальностей, по которым готовит тот или иной вуз, – все это здесь учитывается, планируется, обсуждается. Возложена и функция контроля государственных аттестационных комиссий по итогам окончания вузов. Здесь утверждают председателей экзаменационных комиссий, занимаются анализом их работы, следят, чтобы дипломы отвечали требованиям сегодняшнего дня.
Есть в здании министерства на Люсиновской и другие очень важные и нужные люди. Трудятся они в отделе по восстановлению системы образования Чеченской республики. Хотя совсем недавно отдел был переименован, чем его сотрудники очень гордятся. Называется он теперь отделом модернизации и развития образования Чеченской республики. Ему всего два года, однако силами шести его работников за это время сделано очень много. Здесь считают, что сам факт переименования отдела – главное признание их работы. Не меньше гордятся здесь и оценочным докладом, с которым отдел выступил в апреле нынешнего года перед представителями ЮНЕСКО. “Признание нашей работы представителями ЮНЕСКО подтвердило то, что мы движемся в нужном направлении, – считает начальник отдела Василий Андреевич Мижериков.

За этим столом сидели все министры образования

Адрес, который всегда с нами
Дом на Чистых прудах был главным министерским домом начиная с 1925 года, когда сюда переехал Наркомат просвещения РСФСР, когда здесь работали Анатолий Васильевич Луначарский и Надежда Константиновна Крупская.
Тут проводились знаменитые телешевские среды, в которых принимали участие Чехов, Горький, Куприн, Вересаев, Андреев, Серафимович и другие, бывали Рахманинов, Шаляпин, Левитан, Качалов. Здесь жил Эйзенштейн, сюда, в “Колизей”, перебрался театр “Современник”. В октябре 1917 года здесь брали с боем главные точки – почту и телеграф, телефонную станцию, во время войны отсюда уходила на фронт Зоя Космодемьянская, на станции метро “Кировская” находились Генеральный штаб с узлом связи и кабинет для Верховного Главнокомандующего. Словом, от всей этой истории голова идет кругом.
Когда входишь в здание, поражаешься его внутреннему устройству. В самом деле, что это? С одной стороны, шикарная барская лестница в коврах, а с другой – чуть ли не черный ход. Но ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что когда-то этот дом был старым дворцом графов Мусиных-Пушкиных, в 1890-х годах его перестроили для правления Московско-Киево-Воронежской железной дороги. Сделали из дворца чиновничий корпус, каким он и остается по сию пору, с сохранением дворцовых элементов.
В нынешнем министерстве история сохранилась только на втором этаже, причем в двух кабинетах, которые можно назвать “мужским” и “женским”. В “женском” кабинете сидят, как правило, женщины – заместители министра. Пошло это от Надежды Константиновны, которая первой заняла эту комнату. В небольшой приемной сидела ее секретарь, там сидят секретари и помощники замминистра и сейчас. От Надежды Константиновны перешли по наследству старый диван с деревянной полочкой, письменный стол, шкафы, стулья и столики самой причудливой формы. В кабинете, примыкающем к кабинету Крупской, располагается очень важное – правовое – управление, от которого зависит очень многое, во всяком случае именно его сотрудники зорко наблюдают, чтобы все было по закону, чтобы никто ничьих прав на образование не ущемлял.
Огромный кабинет с не менее огромной приемной, располагающейся наискосок от парадной лестницы, всегда был предметом вожделения честолюбивых заместителей. Но сидели в нем всегда только министры. Несколько предметов – часы, столы, книжные шкафы, стулья и кресла – переходило от одного к другому, и только при Е. Ткаченко исчез старый длинный стол для заседаний. Министры всегда были мужчинами, поэтому и кабинет этот можно назвать мужским. С некоторых пор в былом кабинете министра сидят первые заместители.
Здание на Чистых прудах продолжает оставаться главным зданием для школьного образования. Здесь располагаются Управление содержания среднего образования, различные контрольные структуры – сосредоточены все воспитательные силы.
Здесь зарождаются самые трудные и честолюбивые проекты. Например, в этом здании находится “штаб” по проведению ЕГЭ – специальный отдел. В зале коллегии на втором этаже и сегодня собираются на свои советы лучшие управленцы, педагоги и ученые страны, чтобы разработать или обсудить уже созданные образовательные проекты.

На этом диване отдыхала Надежда КРУПСКАЯ

Коды, шифры и замки. Кто за ними прячется?
Любой дом имеет свою визитную карточку. Тем более в центре Москвы. Здание Министерства образования на Садово-Сухаревской – не исключение. Правда, фасад его не украшен лепниной и серые стены не радуют изяществом и разнообразием линий, зато не так-то просто попасть внутрь. Впрочем, охранник на входе выглядит достаточно мирно. Дело в том, что все этажи здания перекрыты стальными дверями с кодовыми замками, шифр к которым вам неизвестен. А для того чтобы его узнать, нужно достаточно подробно и доказательно объяснить охраннику: кто вы? откуда? и к кому путь держите?
Для чего нужна двойная защита, мы узнали несколько позже. Дело в том, что адрес Садово-Сухаревская, 16 имеют несколько организаций. Помимо Управления начального профессионального образования и Департамента по молодежной политике, относящихся непосредственно к Минобру, здесь расположилась еще и Высшая аттестационная комиссия.
– Так что работники профобразования приезжают сюда за дипломами, – пояснил Анатолий Елистратов, зам. начальника Управления начального профессионального образования. – Жаль только, что среди соискателей кандидатской и докторской степеней нет мастеров производственного обучения.
В коридорах управления непривычно тихо и спокойно. Нет характерной министерской суеты. Можно приписать это обстоятельство к летнему периоду отпусков, но узнав, что в управлении всего 16 сотрудников (вместо 500 времен застоя), мы решили, что шуметь и суетиться здесь просто некому. Все погружены в работу, как выразился Анатолий Елистратов, без суббот, воскресений и отпусков. Кстати, это не красивые слова – мы сами убедились в этом. При нас секретарша оформляла сотрудникам командировочные удостоверения в Адыгею. Цель командировки: “Оказание помощи в восстановлении образовательных учреждений начального профессионального образования, пострадавших при стихийном бедствии”.

Книгам в этих шкафах нет цены

Богатство России – ее образование
В особняке на Шаболовке под номером 33 располагается Управление международной деятельности. У парадного подъезда всегда стоят толпы иностранцев – они хотят учиться в российских вузах. Российское образование – качественное и недорогое, хотя многие российские вузы пополняют свой бюджет теми деньгами, которые платят иностранные студенты.
Здесь, на Шаболовке, рождаются самые амбициозные проекты в области образования. Чего стоит, например, проект университета интеграции? Задумка была простой: студенты союзного государства Россия – Белоруссия получают возможность обучаться в высших учебных заведениях двух стран, причем участвовать в работе университета смогут только те вузовские кафедры, которые добились в подготовке дипломированных специалистов выдающихся успехов. В прошлом году в проекте участвовали Московский институт электроники и математики, Белорусская технологическая академия, Гомельский и Санкт-Петербургский университеты. В результате была начата подготовка уникальных специалистов для будущего союзного государства, которые будут очень хорошо разбираться в экономике и России, и Белоруссии – создавать различные модели развития их интеграции. По приказу министра образования РФ В. Филиппова был создан в Петербурге Центр интеграции, и город выделил для него роскошное здание, в котором скоро состоится форум “Молодежь России и Белоруссии”.
Однако этот проект не связан с какими-то денежными поступлениями. Между тем на Шаболовке всерьез полагают, что экспорт российского образования может перекрыть доходы, получаемые страной от экспорта нефти. Главное – подойти к делу серьезно, все продумать. Это делает, в частности, Федеральный координационный совет по модернизации российского образования. Правда, заседания ФЭКа проходят в здании на Люсиновке, но все документы готовятся на Шаболовке.
Экспорт образования – дело куда более сложное, чем экспорт нефти. Нефть добыл, закачал в трубопровод и получай денежки. С образованием все обстоит гораздо трудней. Нефть в рекламе не нуждается, образование – очень даже. Тут у нас напряженка, потому что выставок, симпозиумов и конференций для этого явно недостаточно.
От советского времени России досталась стройная и отлаженная система образовательного экспорта, правда, отягощенная политическими и идеологическими оттенками. Но сегодня нужно развивать, помимо традиционного экспорта вузовского образования, экспорт образовательных услуг в области среднего, профессионального, поствузовского, а также дистанционного образования. Внесистемные контакты развиваются на каждом из этих уровней, причем ни школы, ни вузы, ни университеты от министерства помощи не просят. Для них главное, чтобы никто не мешал, но создал бы адекватную законодательную базу. Министерство, кстати, могло бы их всех объединить, чтобы продвинуть экспорт образования на какие-то дальние рубежи. Нам есть за что бороться, ведь рынок образовательных услуг сегодня составляет свыше 35 миллиардов долларов. Резерв же политического влияния России в мире через образование оценке в деньгах не поддается.

По Минобразованию путешествовали Дмитрий Егоров, Виктория МОлодцова,
Рита Ромина
Михаил Кузминский (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте