Делюсь последними своими размышлениями по поводу отношения учителя к детям. Поводом для этого стала конфликтная ситуация, и думаю, это типичная ситуация для многих школ. Проблема в отношении учителя к одному-единственному ребенку, в то время как остальные дети (по крайней мере, большинство) вполне счастливы в контакте с компетентным педагогом. Вопрос о том, стоит ли вообще защищать одного ребенка, когда других все устраивает. Хотя это не совсем так, жалобы все же поступают от немногих – родителей тех учащихся, которым трудно дается предмет.
Проблема глубоко затронула весь коллектив. У девочки, которая оказалась слишком тревожна и медлительна (что в ситуации контроля оборачивается хаотичным поведением), сформировалось устойчивое состояние выученной беспомощности, когда задания кажутся невыполнимыми в принципе. А учитель вынес приговор: необучаемая. Вероятно, девочка еще в чем-то провинилась, не явилась на контрольную работу, была поймана за списыванием. И вот она наказана – лишена поддержки и надежды на помощь. Не получается у взрослого человека справиться со своими негативными эмоциями, да и анализу они, вероятно, не поддаются. И нет попыток увидеть в девочке нежное, ранимое создание. И нет попыток объяснить ей хотя бы одну задачу индивидуально: она ведь не просит. А как ей страх преодолеть, даже взрослому не всегда это под силу. Вот она, травля, хотя очень изящно скрытая. Но негатив на эмоциональном уровне не скроешь, как детектор лжи не обманешь. Вот и вышло испытание профессионализма. Научить умного и мотивированного ученика при наличии высокого уровня способностей – это, безусловно, важно. Пусть он сдаст хорошо ЕГЭ, пусть победит в олимпиадах… Пусть таких детей будет больше. Учителю слава! И пусть несколько детских душ будет затоптано, ранено на всю оставшуюся жизнь… Где весы с чашечками? Что перевесит?Пытаюсь вчувствоваться в состояние и вдуматься в мысли учителя: вероятно, он ощущает себя героем в борьбе за справедливость – долой неспособных, спасай от них лучших! Девочка в силу своей эмоциональности глубоко чувствует искусство, литературу, успевает по всем остальным предметам, но не может с ходу решать задачи, не успевая понять условие задачи, обращается в бегство, панику, зато стоит ее поддержать, распускается, словно полевой цветочек, обращаясь к солнышку. Те, кто это видел, знают. Те, кто не находит в себе оснований для этого, многое теряют. Прежде всего себя. Бывает трудное математическое задание, а бывает сложная жизненная задача на поиск смыслов. Одна требует включения интеллектуального ресурса, другая – духовного, нравственного. Это у теоремы существуют неоспоримые доказательства, в жизни так бывает не всегда, даже в детективе не все улики приводят к нужному решению. А ребенка никак нельзя представить в виде завершенной скульптуры. В руках учителя возможность «лепить» его будущее, вкладывая все самое хорошее, даря себя и свою поддержку. И, я думаю, маленькие шажки продвижения вперед ученика со средними способностями, не приводящие к внешнему к триумфу, подарят учителю нечто более ценное – чувство собственной педагогической состоятельности.Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, Московская область
Комментарии