Современная литература пополнилась еще одним названием – издательство «Анаграмма» в серии «Романы без вранья» выпустило повесть начинающего автора Марины Голубицкой «Вот и вся любовь». Презентация книги состоялась в Центральном доме журналиста.
Несмотря на простую сюжетную канву – переписка бывшей ученицы с учительницей, успешной российской женщины с одинокой стареющей в Иерусалиме репатрианткой, – повествование постоянно переходит в разные области и затрагивает множество тем. На первом месте, конечно, образ учителя как духовного наставника. В книге рассказано о разных учителях и разных взаимоотношениях с учениками – отношениях не всегда простых, – однако всех персонажей объединяет школа «старой закалки». Но вопрос, который, естественно, вне желания автора возникает по прочтении книги, можно ставить и в рамках советской, и в рамках нынешней системы образования: правомерно ли учителю любить учеников, вызывая в них ответную реакцию. Да, таким образом он не только прививает любовь к своему предмету, но и учит человека мыслить. Но ведь учителя уходят…
Не менее развернута у Марины Голубицкой другая актуальная тема – страницы о евреях, их жизни в России и эмиграции. Автор описывает сложное для нашей страны время – 90-е годы ХХ века – и невольно ставит вопрос эмиграции в целом на примере отдельно взятого народа. Где лучше – «тут», откуда все уезжают, или «там», где хирург работает санитаром, майор «паяет кастрюли на каком-то заводе», а учитель литературы доживает одинокую ветхую старость даже без своих любимых книг.
«Вот и вся любовь» – не четко структурированный роман, это, скорее, эмоциональное повествование, вылившееся на страницы как посвящение ушедшему из жизни человеку.
Автобиографичная повесть поднимает вопросы становления человека, взаимоотношений в семье и вне ее вплоть до уровня национального, вопросы взаимного уважения, добра и милосердия, объединяя их в одну общую тему – ценности человеческой личности. И все начинается со школы. Автор пишет о литературе, о любви и неприятии, болезнях, смерти, надеждах, боли, доброте, стариках и детях – обо всем, что составляет суть самой жизни.
Книга Марины Голубицкой читается легко, и каждый почерпнет из нее что-то для себя, а то и узнает знакомую жизненную ситуацию. Об этой «радости узнавания» и многих других достоинствах дебютной книги Марины Голубицкой говорили собравшиеся на презентации представители творческой интеллигенции и специалисты в области литературы.
«Марина – молодец, с ее простотой и непредвзятостью, – считает поэт и автор-исполнитель Вероника Долина. – Для меня учительница – даже не главный, пусть и стержневой, персонаж. Я думаю, что там главная сама Марина». Вероника Аркадьевна отметила очень «домашний» стиль повествования и исполнила пару душевных песен, которые по ее ощущениям соответствуют настроению повести.
Марину Голубицкую можно назвать состоявшейся женщиной. Математик по образованию, выпускница МГУ и аспирантуры, мать трех дочерей пришла в литературу не сразу. Будучи человеком общительным и увлеченным чтением, она не собиралась писать книг сама, потому что, по ее словам, «вышла замуж за книжного алкоголика» – в доме было столько книг, что она не видела смысла создавать что-то еще. Но в дальнейшем истории жизни, которыми она охотно делилась и описывала разъехавшимся кто куда друзьям, начали обретать самостоятельность и, как она говорит, «перестали укладываться в байки». Марина Голубицкая стала писать рассказы – притом параллельно по нескольку сразу. Первый рассказ был опубликован на родине, в екатеринбургском журнале «Урал» в 1999 году, но книгу начинающий писатель издавать не торопилась. Повесть «Вот и вся любовь» – первая книга Марины Голубицкой. «Я не планировала писать эту вещь – просто умерла моя любимая учительница литературы, и я решила посвятить это ей», – рассказала автор. Впервые повесть вышла в 2004 году в журнале «Урал».
Известный современный писатель Олесь Бенюх отметил, что «в океане современной литературы, полной грязи», повесть Марины Голубицкой его очень обрадовала. «Она пронизана добротой. В современном мире это не может не вызывать уважения к автору», – считает мастер.
Комментарии