Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту.
Бернардо Бертолуччи
Маленькая девочка Люся, прогуливаясь в августе 1943 года по освобожденным от фашистских оккупантов улицам Харькова, и подумать не могла, что через некоторое время на улице Тринклера ей будет установлен памятник как почетному гражданину города. Как вы могли догадаться, речь идет о народной артистке СССР Людмиле Марковне Гурченко.
Детство Люды пришлось на тяжелые военные годы, когда тема киноискусства претерпевала серьезные изменения: менялись жанры, музыка, происходило переосмысление старых сюжетов. Период кинокомедий 30‑х годов сменяет время проблематики и эстетики военных картин. Необходимо было продемонстрировать советскому человеку стимул жить, бороться, строить новое, светлое, мирное будущее. Одним из первых фильмов, который удалось посмотреть в кинотеатре Людмиле Марковне, оказалась «Золушка». Советское переосмысление классической сказки привело Гурченко в восторг: «Кино – это моя жизнь!»
Кинематограф является неотъемлемой частью жизни каждого человека в современном мире. На сегодняшний день кино достигло пика своей популярности и имеет большую образовательную и эстетическую силу.
Изучение искусства кино в школьном возрасте имеет свою специфику. Освоение экранной культуры дает богатейшие возможности не только для эстетического развития личности, но и для более интенсивного набора знаний по всем предметам и освоения специфических навыков работы с информацией. А оба этих факта в свою очередь ведут к усилению межпредметной интеграции и созданию из мозаики отдельных предметов не дробной, разрозненной, но единой картины мира.
В сентябре 2021 года на базе школы №937 состоялось первое собрание киноклуба «Современник». Название киноклуба было выбрано не случайно. В середине XX века группа молодых безбашенных мечтателей во главе с Олегом Ефремовым основала одноименный театр, который стал символом молодости, свободы и независимого творчества. «Современник» – краеугольный камень в творчестве и культуре XX века, который лег в основу диалога между зрителем и актерами нового времени.
Продолжая традиции наших предшественников, созданный на базе школы киноклуб представляет собой новую форму диалога между учителем и учениками. Совместный просмотр фильмов, нацеленных на воспитание чувств, а также разговоры, направленные на обсуждение главных проблем нашей жизни, становятся основой обучения и способствуют всестороннему развитию личности.
В рамках занятий ребята ознакомились более чем с десятком кинокартин, среди которых снятый по мотивам одноименной повести Владимира Железникова фильм «Чучело» (режиссер Ролан Быков), животрепещущая драма о самоопределении в подростковом возрасте «Общество мертвых поэтов» (режиссер Питер Уир), драма о подвиге Подольских курсантов (режиссер Вадим Шмелев), уже успевшая покорить миллионы история Джона Грина о неизлечимой болезни двух подростков «Виноваты звезды» (режиссер Джош Бун). Стоит отметить, что в ходе занятий ребята знакомились не только с художественными кинокартинами, но и с документальными фильмами, посвященными блокаде Ленинграда, обороне Москвы.
В процессе встреч учащимися инициировались и поднимались такие важные экзистенциальные вопросы, как любовь к родным, близким, уважение старших, почитание учительского труда, вечный вопрос взаимоотношений отцов и детей, проблема буллинга.
В основе любви к творчеству лежит любовь к жизни. Нельзя не любить мир, о котором ты слагаешь «песни». Наиболее полно эту мысль выразил К.Г.Паустовский: «Ощущение жизни как непрерывной новизны – вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство».
Школа является важнейшим агентом социализации индивида, учитель же в этом процессе исполняет роль проводника. Воспитательная работа с киноискусством необходима именно в рамках образования. Авторитет кино у подростков очень велик, зачастую тот круг общения, который они себе подбирают, кино- и телефандомы, является для них своеобразной неформальной группой, чьи жизненные ценности и идеалы становятся примером, поводом для подражания. Киноуроки могут и должны стать новой ступенькой развития и для учителя, и для ученика в новом информационном пространстве.
Алексей АКСЕНОВ, учитель истории школы №937 имени Героя Российской Федерации А.В.Перова
Комментарии