С 2015 года в системе московского образования эффективно реализуются проекты предпрофессионального образования. С каждым годом увеличивается количество проектов и школ-участниц. Система прилагает огромные усилия, чтобы как можно больше московских школьников реализовали свой потенциал.
Главная идея предпрофессионального образования – обеспечение качественной подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по профильным предметам и профориентация старшеклассников в рамках выбранного направления.
С поставленными задачами московские школы справляются успешно. Выпускники сдают ЕГЭ на высокие баллы, самые достойные из них получают целевые направления в ведущие вузы Москвы.
Однако, став студентами, бывшие школьники зачастую сталкиваются с тем, что не имеют представления о специфике труда специалистов выбранной области. Кроме этого, бывшие выпускники имеют слабое представление о ступенях карьерной лестницы в выбранной сфере. К сожалению, как следствие, некоторые разочаровываются в выбранной профессии и меняют профиль обучения. В быстроменяющихся экономических условиях огромное значение имеет временной ресурс. Пока один бывший школьник меняет направление в вузе, другой успешно осваивает специальность и накапливает необходимый профессиональный багаж, что позволит в будущем выдержать конкуренцию на рынке труда. Исходя из этого, перед школой стоит серьезная задача по эффективной профориентационной работе со старшеклассниками.
С введением новых стандартов предпрофессионального образования экскурсии на предприятия отрасли стали обязательным элементом. Профориентационная экскурсия – это возможность ознакомить школьников с выбранной профессией, дать непосредственное представление о тонкостях и нюансах разных видов специальностей. Во время экскурсии на предприятия ребята имеют возможность ознакомиться с организацией производства, наблюдать представителей выбранной профессии в рабочей обстановке, в процессе деятельности. Важными преимуществами такой формы профориентации являются несколько аспектов: во-первых, проведение экскурсий не требует от сторон больших кадровых, правовых и инфраструктурных затрат, во-вторых, экскурсии являются наиболее традиционной и естественной формой сотрудничества с предприятиями и другими учреждениями, в-третьих, данный формат профориентационной работы является необходимым элементом профессионального самоопределения, формирующим у старшеклассников положительное отношение к выбранной профессии. Заинтересованы в данной форме работы со школьниками и предприятия: таким образом складывается позитивный образ отрасли, демонстрируются сильные стороны будущей профессии.
Ученики медицинского класса школы №507 уже посетили ряд медицинских учреждений: подстанцию скорой помощи, городские детские и взрослые поликлиники. Экскурсии проходили на основе практико-ориентированного подхода: во всех учреждениях помимо теоретической информации ребята пробовали себя в роли медиков. На станции скорой помощи узнали о регламенте работы сотрудников, ознакомились с оснащением автомобиля скорой, а самое главное – потренировались в выполнении сердечно-легочной реанимации.
В детской поликлинике будущие медики побеседовали с администрацией, прослушали информацию о новом стандарте оказания медицинской помощи детям в Москве. Школьники поближе ознакомились с работой педиатра, детского офтальмолога, отоларинголога, невролога, побывали в специализированных кабинетах, а также увидели работу педиатра во время приема маленького пациента.
– Огромное спасибо за предоставленную возможность! – восклицает Марина М. – Я рассматривала профессию хирурга. Но, побыв в детской поликлинике, поняла, что мое призвание – помогать маленьким пациентам справляться с недугами.
Во взрослой поликлинике ребята пообщались с узкими специалистами: офтальмологом, неврологом, травматологом, специалистом общей практики, рентгенологом, отоларингологом, эндокринологом, врачом ультразвуковой диагностики.
– Я из семьи потомственных врачей, – говорит Татьяна Ч. – Мама всю жизнь проработала терапевтом в районной поликлинике. В любую погоду она спешит на помощь людям. Когда я иду с ней по улице, с ней постоянно здороваются ее пациенты. Поэтому еще с начальной школы понимала, что тоже буду связывать свою жизнь с медициной. Я видела себя участковым терапевтом, сейчас эта специальность называется «врач общей практики». Но, когда я побывала на станции скорой помощи, сделала для себя выбор в пользу неотложки. Для меня показалось интересным сталкиваться с нестандартными ситуациями на каждом дежурстве, ведь скорая помощь требует очень серьезных знаний в разных видах медицинской помощи.
Будущие же инженеры побывали на Мосгазе. Сложная современная и технологичная индустрия предприятия требует квалифицированных кадров.
– Меня очень заинтересовала профессия газового инженера, – отмечает Богдан С. – Специалисты этой области отвечают за прокладывание газовых труб с учетом безопасности или же проектируют строительство с учетом газовых коммуникаций, чтобы жизнь в нашем городе была не только комфортной, но и безопасной.
Екатерина ЧЕРЕВАТОВА, заместитель директора по содержанию образования и конвергенции образовательных программ школы №507
Комментарии