Задачи: 1. Закрепление умения проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных.
2. Развитие орфографической зоркости, памяти, логического мышления, сообразительности.
3. Воспитание любви к животным, бережного отношения к природе.
Оборудование. Театральные куклы, карточки с заданиями, “волшебный” лист, кроссворд “Дом”, плакат “Буквы – на дорожке”.
Ход урока
– Ребята, спешу вас обрадовать. Сегодня у нас в гостях лесные жители. (Их роли исполняют ученики восьмого класса). Они помогут вам совершить интересное путешествие по стране “Фонетика”. Вы готовы? Тогда в путь! Но сначала отгадайте, кто первый из них начнет с вами путешествие?
Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
– Медведь.
– Правильно. Медведь – медведи.
(Входит Михаил Потапович. У него в руке карточки с заданиями).
– Здравствуйте, дети. Я знаю, что вы умные и сообразительные ребята. Поэтому приготовил для вас интересную игру. Игра называется “Поиграем – угадаем”. Готовы? Раз, два, три – говори!
в . лна – волны;
м . ря – море;
п . ля – поле;
хл . ба – хлеб;
сл . дить – след;
к . рмить – корм;
к . вер – коврик;
д . брота – добрый;
гн . здо – гнезда;
х . лода – холод;
обн . влять – обнова;
б . жать – бег;
х . дить – ход;
в . дро – ведра;
б . льной – боль;
зв . риные – зверь.
Значит, ребята, если буква гласная вызвала сомнение, вы ее немедленно ставьте…
– Под ударение.
– Правильно, молодцы! (Уходит)
Учительница:
– Эстафету путешествия берет…
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее…
– Лиса. (Входит Елизавета Патрикеевна)
– Ребята, вы все знаете, что я умная, хитрая, люблю знающих и находчивых ребят. Для вас – увлекательная игра “Спрятанная буква”. Вот “волшебный” лист, а в нем – слова. Укажите безударные гласные, проверьте их написание.
Выс . та ВысОкий
Р . звиться РЕзвый
Укр . плять КрЕпкий
Об . дрять БОдрый
Осл . пить СлЕпнуть
Угр . жать УгрОза
Руб . жи РубЕж
– Хорошо, ребята! Я очень довольна вами. (Уходит).
Учительница:
– В наше путешествие включается…
По веткам скачет,
Да не птица,
рыжая, да не лиса.
Кто же это?
– Белка. (Входит Белка-Прыгунишка).
– Ребята, я живу в лесу. Лес – это загадка в загадке.
Слушайте и отгадывайте.
В золотой клубочек спрятался дубочек.
(Желу . ь – желуДи).
Его весной и летом мы видели одетым.
Осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
(Ду . – дуБы).
Стоит Трошка на одной ножке, его ищут, а он молчит.
(Гри . – гриБы).
В одежде богатой живет без оконца, но сам слеповатый. Не видывал солнца.
(Кро . – кроТы).
Два братца через коромысло повисли, в речку глядят, пить хотят.
(Ведра – ведро).
Скатерть бела
Всю землю одела.
(Сне . – снега).
Ходит с края на край,
Режет черный каравай.
(Но . – ножи).
Без рук, без ног, а в избу лезет.
(Холо . – холода).
– Правильно. Молодцы! (Уходит).
Учительница:
– Страна “Фонетика” огромная, поэтому путешествие продолжается. Слово Зайцу-Бегунку.
– Ребята, помогите мне составить слова, заменяя согласный парным ему глухим или звонким.
Игра – икра.
Глуп – клуб.
Дочка – точка.
Бочка – почка.
Шар – жар.
Голос – колос.
Молодцы! Вы быстро справились с заданием.
(Уходит)
Учительница:
– Ребята, вот и Еж Ежович пришел. Хорошо, что он не опоздал, потому что путешествие подходит к концу. Давайте послушаем его.
– Ребята, я живу под девизом: “Кто грамоте горазд, тому не пропасть”. У меня для вас сложное задание. Слушайте внимательно.
С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким – сам звеню на просторе.
(Колос – голос).
С глухим траву она срезает,
со звонким – и листочки объедает.
(Коса – коза).
Со звонким – как огонь горячий,
с глухим в начале – круги, как мячик.
(Жар – шар).
Со звонким мы в нем обитаем,
с глухим согласным мы его читаем.
(Дом – том).
Молодцы, ребята. (Уходит).
Слово Лесному царю:
– Ребята, нам надо возвращаться. В гостях хорошо, а дома лучше. В Лесном царстве, наверное, уже волнуются, ожидая нас. Вы, ребята, настоящие ученики: знающие, смелые, сообразительные.
До свидания. (Уходит).
Учительница:
– Ребята, путешествие по стране “Фонетика” завершилось. Надеюсь, что встреча с лесными жителями вам понравилась.
(Итоги, оценки, домашнее задание).
Анна МАЙОРОВА,
учительница русского языка и литературы Аппаковской средней школы
с. Аппаков,
Альметьевский район,
Республика Татарстан
Комментарии