Выбор профессии – важный шаг, ведь от того, насколько сознательным будет подход к этому делу, зависит дальнейшая судьба человека. Каждый самостоятельно должен добиваться успеха, действовать, стремиться чего-то достичь, потому что при отсутствии таких попыток он теряет волю к жизни.
Оканчивая школу, я стояла на распутье многочисленных мыслей, тревожных исканий и крылатых мечтаний. Боялась прогадать, пойти не своей дорогой. Старалась себя понять: чего я хочу, что привлекает меня в этой жизни, с чем смогу справиться, где смогу полнее реализовать себя? Хоть и говорят, что будущую специальность человек должен выбрать самостоятельно, целенаправленно, не спеша, руководствуясь своими предпочтениями, интересами, мне пришлось выслушать множество советов, предложений и в семье, и в кругу друзей, знакомых, учителей.
В компании моих друзей говорилось о так называемых престижных профессиях: юрист, финансист, налоговик, программист, но, как говорится, верх взяло во мне наследственное, что передалось от дедов-прадедов. Это профессия учителя. Окончательно к такому решению меня подтолкнуло множество событий и фактов, с которыми я столкнулась именно в школе, в старших классах.
Первым событием, которое направило меня в сторону профессии педагога, стало проведение классной руководительницей мероприятия, посвященного Дню учителя, где она рассказывала о судьбах и подвигах известных педагогов. Меня поразила судьба польского педагога и врача Януша Корчака. Во время Второй мировой войны он был воспитателем сиротского дома еврейских детей в Варшаве. Гитлеровцы приказали сжечь 200 детей в концентрационном лагере Треблинка. Когда Янушу предложили выбрать жизнь без детей или смерть вместе с детьми, он избрал смерть. Герой пошел вместе с детьми, успокаивая их, беспокоясь, чтобы в их сердца не проник страх прихода смерти.
Еще одним толчком при выборе профессии учителя явился образ и авторитет моего учителя русского языка и литературы. Помню, как мы, шестиклассники, удивились, столько вежливости, уважения было к нам, и всегда завороженно слушали его безупречную речь. А она лилась прекрасной поэзией, раскрывала перед нами славную историю наших дедов-прадедов. И так каждый урок как открытие чего-нибудь нового и неизведанного. Однажды, когда я опаздывала на урок, увидела, что с ним общались родители. Они, вероятно, не желали заканчивать разговор. Василий Николаевич вежливо сказал: «Извините, но я опаздываю к детям». Он подчеркнул, что к детям, а не на урок. Именно в этом секрет непревзойденности учителя, человека.
В минуты, когда я сомневалась в выборе профессии педагога, Василий Николаевич развеивал мифы о непрестижности этой работы: «Не будет ни юриста, ни программиста, ни финансиста, если не будет учителя. Выходит, он, учитель, должен стоять выше на ступень на профессиональной лестнице!»
В современном мире суть выбора молодежью профессий резко изменилась, как говорится, меняются люди, меняется мир… Нелегко сейчас отыскать подростка, который бы не проводил большую часть свободного времени перед экраном телевизора или за компьютером, увлеченно играя в очередную виртуальную реальность.
В информационный век старшеклассникам предоставляется больше возможностей в изучении специфики той или иной профессии. Однако многие все равно сталкиваются с трудностями при ее выборе. Поэтому в случае необходимости помощи в профориентации я как педагог выполняю роль мудрого и благоразумного консультанта, который готов дать совет. Потому что нередко, выбирая ту или иную профессию, дети не понимают, что именно им придется делать. К примеру, сейчас модно быть дизайнерами и программистами, но нюансы этих профессий школьникам неизвестны. Учитель может провести анкетирование, определить, какие специальности интересуют детей больше, и подробно рассказать о них. По возможности пригласить на воспитательный час представителя этой профессии.
Какие профессии действительно пользуются спросом? Педагог должен объяснить разницу между востребованностью и престижностью. Чтобы продемонстрировать все наглядно, даже не нужно изучать рейтинги, достаточно просто открыть любой сайт по поиску работы и посмотреть список вакансий. Продемонстрировав их ученикам, вполне возможно, мы увидим, что некоторых из них это заставит задуматься.
Любимый в школе предмет не равняется будущей профессии. На первый взгляд все логично: нравится информатика – иди учиться на программиста, знаешь русский язык – тебя ждет филологический факультет. Но на самом деле ситуация несколько иная. Возможно, сейчас ученику действительно легко на уроках математики и информатики, но он может стать инженером, финансистом, архитектором, а не только программистом. Поэтому необходимо рассказать подросткам, как связаны учебные дисциплины, которые они изучают, с разными профессиями, показать им, что всегда есть сразу несколько вариантов.
Также можно предложить учащимся небольшое анкетирование, во время которого они должны честно ответить на следующие вопросы:
– Образование какого уровня я хочу получить?
– Нужно ли мне это вообще?
– Над чем бы мне было интересно работать?
– Какой образ жизни я планирую вести: устроят ли меня ненормированный график, постоянные командировки или труд в тяжелых или стрессовых условиях?
Ученики не должны показывать вам написанное, ответы они дают прежде всего для себя, так подростки будут более честными.
Конечно, в классе обязательно найдется ученик (а может, и не один), который скажет, что ему ничего не нравится или он просто не знает, куда пойти. Помогите ребенку тщательно проанализировать его сильные и слабые стороны. А потом выясните, как и в чем они пересекаются с потребностями рынка труда. Возможно, ученик чем-нибудь заинтересуется.
Не отказывайте, если ребенок обратился к вам за советом. Это значит, что вас уважают, ваше мнение ценно, а что может быть лучше для учителя? Ведь профессия учителя требует прежде всего неравнодушия в отношении к жизни. Школа и педагог лично не должны решать за детей и настойчиво подталкивать их в каком-то направлении, но задать вектор движения и дать совет вполне реально.
Становясь на путь педагога, я понимала, что одной любви к детям и отличного знания предмета недостаточно, потому что учащихся нужно не только воспитывать и учить школьной грамоте. Нужно также вселять в их душу веру в будущее и неравнодушие к жизни.
Екатерина МИНАЕВА, воспитатель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №31
Комментарии