search
main
0

Восторг и удивление. Игра – наш помощник в воспитании интереса

Каждый ребенок на пороге школы испытывает опасения и тревогу, так как это переломный момент в его жизни: резко меняется весь образ жизни, он приобретает новое положение в обществе.

Почему сегодня ПетяПросыпался десять раз?Потому что он сегодняПоступает в первый класс!Агния БартоНам, педагогам, необходимо подготовить ребенка к школе, а это значит – воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, дать ему понять важность и необходимость обучения в школе – вызвать у него желание стать школьником.Подготовка к школе – процесс многоплановый.Исследования указывают на то, что задолго до поступления в школу у детей надо воспитывать и поддерживать интерес к ней. Исследователи отмечают, что формирование у детей в дошкольном возрасте интереса к знаниям, желания учиться и выполнять предстоящие школьные обязанности становится основой для создания у них уже в начальных классах устойчивых учебных интересов и ответственного отношения к учебе.Высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе: бывает так, что у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ. Ребенка привлекают больше внешние атрибуты школьной жизни, положение школьника, имеющего свои права и обязанности, а вследствие этого неготовность ребенка к школе обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьных неврозах и повышенной школьной тревожности.Педагоги-дошкольники знают, что в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра. Это значит, что именно в игре развиваются основные психические функции ребенка (внимание, память, мышление, воображение). И именно в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. Поэтому почему бы не взять себе на вооружение и не позвать именно игру на помощь в подготовке детей к школе. Ведь творческая и сюжетно-ролевая игры таят в себе огромные воспитательные возможности. Но необходимо учесть и то, что поистине являет собой побудительную силу, которая заставляет человека искать средства и способы для удовлетворения возникшей жажды знаний, – это познавательный интерес!Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка – вниманием, волей, памятью, эмоциями. Благодаря познавательному интересу человек оказывается способен к длительному волевому усилию при решении различных умственных или практических задач; он также создает у человека уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску. Дети усваивают знания легче и охотнее, если заинтересованы.Обратимся к исследованию Д.В.Менджерицкой, которая отмечает, что, несмотря на то что в подготовительной группе возрастает роль учения, игра сохраняет свое значение и помогает готовить детей к школе. В играх ярко выражаются интересы детей, реализуются мечты и стремления. Развитие игрового творчества способствует воспитанию важных для школы качеств – целенаправленности, изобретательности, настойчивости в осуществлении цели. В подготовительной к школе группе необходимо создать условия для длительных игр, которые особенно способствуют развитию познавательных интересов. В этих играх, пишет автор, дети приучаются действовать по плану, согласовывать свои замыслы с товарищами. Большое значение для подготовки детей к школе имеют игры с правилами, подвижные и дидактические. Содержащиеся в них упражнения дисциплинируют детей, развивают их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память, связную, грамматически правильную речь.Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.Именно в игре формируются навыки совместной деятельности, устанавливаются дружеские взаимоотношения. Складывающиеся между детьми взаимоотношения способствуют обогащению и расширению интересов ребенка.Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать собственные действия и поступки своих товарищей. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе игр проявляются с особой полнотой.Мне, как педагогу, стремящемуся к качественной работе, захотелось продолжить эту тему и найти других исследователей, которые поднимали нашу проблему. После долгих поисков был найден исследователь, который фактически дал инструкции по подготовке ребенка к школе. Исследователь В.А.Гелло говорит о правильности использования игры для воспитания положительного интереса к школе: «…В играх отражаются имеющиеся у детей представления о школе, правилах школьного поведения, требованиях учителя. Воспитанию, развитию и закреплению качеств личности, необходимых будущему школьнику, способствуют такие игры, как «Школа», «Библиотека». Каждый ребенок должен побыть и в роли ученика, и в роли учителя. Роль учителя даст ребенку возможность понять позицию настоящего учителя, что очень важно для успешного обучения в школе. Однако интересной по содержанию, творческому замыслу, с большим количеством ролей игра будет тогда, когда у детей имеются достаточно четкие представления о том, что они собираются изображать». Исследователь отмечает, что перед игрой необходимо дать достаточно представлений о школе. Чтобы возник замысел в творческой игре, необходимо воздействовать на чувства детей. «Надо не только сообщать детям, что такое школа, но и обращать их внимание на деятельность учеников, на их отношения между собой и с учителем, рассказывать о лучших учениках (об их ответственном отношении к учебе и общественной работе), возбуждая желание подражать им». Также отмечается, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие.Методы и приемы для ознакомления со школой должны дополнять друг друга. Знания, полученные детьми во время экскурсии, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. В результате такой работы расширяется и углубляется содержание игр дошкольников, у них появляются новые замыслы. Игры в школу способствуют сплочению детского коллектива, развитию у ребят умения трудиться и заниматься сообща. В играх на школьные темы проявляются творческие способности и художественные интересы ребят. Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время способствует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.Как сюжетно-ролевые, так и театрализованные игры, пользуются у детей неизменной любовью. Дети имеют возможность перевоплощаться в тот или иной образ. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.Наряду с творческими и ролевыми играми, важную роль в воспитании и психологическом развитии детей играют дидактические игры. Эти игры специально разрабатываются в различных педагогических целях, например в целях сенсорного обучения, ознакомления с родным языком, со счетом, в целях передачи знаний об окружающей среде. Некоторые специалисты считают игру лишь средством закрепления знаний, полученных на занятиях; другие же справедливо возражают против такого узкого понимания значения игры, считают ее одной из форм обучения, важным средством образовательной работы. Такой взгляд на дидактическую игру определяется теми задачами обучения, которые стоят перед школой и детским садом: не только дать детям определенный объем знаний, но и научить их владеть этими знаниями, вооружить навыками умственной работы, развить активность, самостоятельность мышления. Дидактическая игра таит в себе большие возможности в этом плане.Итак, с помощью исследователей, занимающихся этой проблемой, мы выяснили, что в игре происходят важнейшие изменения психики ребенка, складываются основные формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более сложной, деятельности – учению. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, развиваются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику!Маргарита ТИМОФЕЕВА, воспитатель школы №494

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте