search
main
0

Восточносибирское ноу-хау. или Как помочь директору стать менеджером

В последние годы изменились представления об управлении. В частности, требования к современному лидеру – управленцу в бизнесе и в научно-образовательной сфере стали практически одинаковыми. Новые концепции управления рождались в отраслях, связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых. Потом акценты сместились в машиностроение. Сейчас современная идеология менеджмента опирается на высокотехнологичные отрасли. А развитие высоких технологий привело к появлению новых идей.

Навстречу утренней заре по Ангаре

Байкальский государственный университет экономики и права – это восточносибирская «Плешка». Его история началась в 1920 году, когда на гуманитарном факультете Иркутского государственного университета было открыто экономическое отделение. А 11 августа 1930 года постановлением Совета народных комиссаров СССР финансовое отделение экономического факультета реорганизовали в самостоятельный Сибирский финансово-экономический институт.

Среди выпускников университета – члены правительства, депутаты региональных законодательных собраний, ректоры вузов, руководители крупнейших российских банков, крупных промышленных предприятий и объединений.

Институт готовил специалистов и для дружественных стран. Его окончили глава Великого народного хурала Юмжагийн Цеденбал, монгольские министры и руководители крупнейших банков и предприятий этой горной страны Восточной Азии.

Сегодня университет обеспечивает профессиональную подготовку всех уровней: довузовскую, среднее и высшее профессиональное образование, аспирантуру и докторантуру, повышение квалификации и переподготовку кадров. И с сентября 2006 года здесь стали готовить учителей в магистратуре по программе «Управление человеческими ресурсами».

Практические навыки

Социальная сфера еще больше требует грамотных и инновационно мыслящих менеджеров. В Байкальском университете мечтают вырастить неких социальных технологов, которые не просто смогут гибко реагировать на изменение какой-либо ситуации, но и предугадывать и даже инициировать процессы в тех организациях, где они будут работать.

Магистратура, обучающая азам управления, изначально была ориентирована на работников кадровых служб, специалистов по подбору персонала. Однако учителя и директора школ оказались в этой науке заинтересованы даже больше.

– В самом деле если вести речь о человеческих ресурсах, то где эти ресурсы начинаются, где идет формирование их потенциала, где закладываются основы человеческого капитала? – задался вполне злободневными вопросами ректор университета Михаил Винокуров. И нашел вполне простой, но почему-то далеко не очевидный для большинства ответ: «В школе».

Цепочка взаимосвязей – начальное, среднее и высшее профессиональное образование – это суть реализации накопленного человеческого капитала в народно-хозяйственном комплексе страны. Так, учеба учителей-магистрантов оказалась инновационным проектом иркутян.

– Вообще-то сначала мы отнеслись к этому проекту как к эксперименту, – рассказывает начальник Управления образования Иркутска Виктор Басюк. – А через полгода, в апреле 2007-го, министр образования и науки России Андрей Фурсенко заговорил о том, что директор школы должен обеспечивать реализацию задач, поставленных перед школой государством, и в том числе экономических и организационных. Андрей Александрович подчеркнул, что необходимо добиться повышения уровня квалификации директора как менеджера. Но мы-то уже пошли по этому пути!

Иркутский мэтр в области образования говорит об удачном почине, потому что программа оправдала себя. Но ее значение оценили не только в регионе, за продвижение такой актуальной инициативы Виктора Стефановича признали лучшим менеджером-2008, Басюк награжден в номинации «Государственное и муниципальное управление» всероссийского конкурса.

ИКТ как средство формирования имиджа

Третий поток магистрантов сдает экзамен по дисциплине «Финансы образовательных учреждений». Физики и лирики определяют, к чему относятся доходы от платных услуг, и рассчитывают показатели по исполнению расходов. Этот уровень высшего образования доступен любому предметнику, условием поступления в магистратуру служит только наличие диплома, квалифицирующего педагога. Доцент Татьяна Сорокина не сомневается: ее слушатели с легкостью способны разобраться в выборе правильного пункта теста и безошибочно ответить, кому могут быть предоставлены средства нацпроекта.

Лекции здесь читают только в том случае, если по какому-то курсу из-за новизны направления учебников еще нет. Основные методы обучения – интерактивные лекции, анализ кейсов, групповые проекты, индивидуальные и групповые презентации, научные семинары, научно-исследовательские проекты на материале реальных компаний и организаций. Это позволяет работать самостоятельно, посещая аудиторные занятия не больше, чем 14 часов в неделю. Экзамены и зачеты сдаются по окончании соответствующего модуля, на которые разбит семестр. В Байкальском госуниверситете экономики и права считают необходимым сформировать у магистров умения и навыки подготовки учебных материалов, планирования программ обучения, проведения семинаров, тренингов. Поэтому предусмотрена педагогическая практика. Дипломы гособразца об окончании обучения по соответствующей программе и присвоении академической степени «Магистр экономики» или «Магистр менеджмента» БГУЭП признаются в странах, входящих в Болонское соглашение.

Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу. В диссертации должны быть полностью отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и научно-практическая значимость.

Диссертация свидетельствует о личном вкладе автора и его способности проводить самостоятельные исследования или разработки, используя теоретические знания и практические навыки, полученные за период обучения. Как говорит проректор по научной работе БГУЭП Виктор Самаруха, работники образовательной системы, защищая диссертации, проявляют при этом креативные способности.

Директор школы №64 Галина Газенкампф создает уникальное учебное заведение. Галина Ивановна озадачена проблемой создания в нем психологического комфорта. Работа в магистратуре над диссертацией «Информационные технологии как средство формирования позитивного имиджа школы» заставила на многое посмотреть под иным углом зрения. С 2008 года у педагогов, стремящихся осознать, какие ключевые условия необходимы для того, чтобы знания стали фактором и источником роста благосостояния общеобразовательного учреждения, появилась возможность освоить в вузе, где знают, что нужно народному хозяйству, программу «Прикладная информатика» по направлению «Системы корпоративного управления».

Заведующая детским садом №107 Марина Быкова защитила свое исследование деятельности дошкольного учреждения «Организационная культура как средство управления трудовым поведением работников». И пошла учиться дальше. В аспирантуру. Она строит новый сад. В самом прямом смысле. На вверенном ей участке идет реконструкция здания. Возможно, здесь возведут сооружение будущего.

Свою территорию успеха, вкладывая в это понятие значение «комфорт», в гимназии №3 второго Иркутска, города, обязанного рождением Транссибу и обособленного от административного центра из-за засекреченности машиностроительного завода, создал выпускник первого набора в магистратуру Александр Сопин. Финалист конкурса «Учитель года-1999» считает, что магистратура помогла ему продумать стратегию профессионального развития более тщательно.

Политика экономики

Зачем непрофильному вузу заниматься формированием у педагогов новых понятий, замешанных на сочетании рыночной экономики и экономики знания? В Байкальском госуниверситете экономики и права находится место самым необычным начинаниям. Здесь собрана огромная коллекция картин. Они развешаны на стенах коридоров, украшают кафедры, создают настроение в читальном зале. Любимые «Пупсы» ректора стали своеобразной визитной карточкой этого вуза. Наверное, так здесь пытаются привить вкус к культуре своего края. И идти в ногу со временем.

Проректор по информации и связям с общественностью Михаил Рачков рад, что магистратура для учителей стала удачной смычкой между школой и вузом. Потребность в управленческих кадрах сферы образования, способных работать в новых условиях, очевидна. И если в этом высшем учебном заведении в предпринимательстве и маркетинге знают толк, то как же не поделиться принципами работы в рыночных реалиях с передовым отрядом, призванным просвещать?!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте