Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко из 24 уроков, которые давали участники регионального конкурса “Учитель года”, выбрал урок истории. До последнего момента никто не знал, что он приедет в третью школу. Он появился за пять минут до звонка. Без свиты, без охранников. Сел среди членов жюри, за предпоследнюю парту. После урока не стал делиться своими впечатлениями ни с членами жюри, ни с местными учителями, “чтобы не повлиять на решение профессионалов”. Отменив очередную деловую встречу, он потратил еще два часа на беседу с участниками Всероссийского слета финалистов конкурса “Учитель года России”, который проходил в те же дни в Ханты-Мансийске.
О том, что посмотреть на ее конкурсный урок приедет губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко, Тамара Александровна узнала лишь тогда, когда он уже входил в класс. Ни удивления, ни панического ужаса на ее лице как не было, так и не появилось – за годы директорства она привыкла и не к таким неожиданностям. И вообще не было в тот момент для нее ничего важнее и интереснее десятиклассников, рассаживающихся за партами. Ведь от них зависела добрая половина ее собственного успеха.
Тема урока – “Внешняя политика Ивана Грозного и присоединение Западной Сибири”. Рискованно, потому что неоднозначно. С одной стороны, о том, с какой точки зрения следует рассматривать эти события, сегодня рассуждают все, кому не лень. С другой – “раскрутить” ребят проще всего именно на краеведческом уроке.
Учитель: “Итак, первая половина шестнадцатого века. Россия – огромное государство: от Белого моря на севере до Рязани на юге, от Великого Новгорода на западе до Уральских гор на востоке. В это время Иван Грозный проводит очень активную внутреннюю политику. Борьба с боярами отнимает все силы. Царь вводит опричнину. Не забывал он и о внешней политике, которую я бы обозначила в трех направлениях: запад, юг, восток”.
На доске появляется “западная” стрелка: Ливонская война против Швеции и Речи Посполитой была для России неудачной. Потеряна территория, прилегающая к Финскому заливу. Следующая задача, стоявшая перед Иваном Грозным, была связана с осколками Золотой Орды, окончательно развалившейся к шестнадцатому веку. Царь поставил перед собой цель с этими осколками покончить.
“Южная” стрелка приводит класс к походу против Крымского ханства. Очередной крах царских надежд. По карте России шестнадцатого века десятиклассникам удается проследить, что еще в 1571-1572 гг. крымский хан совершал походы на Москву и даже сжигал ее. Удачнее прочих оказывается восточный бросок: в 1552 году покорилось Казанское ханство. Иван Грозный лично принимал участие в этом походе. В 1556 году было присоединено Астраханское ханство.
Десятиклассники должны понять все значение этой победы: Волга от своих истоков до впадения в Каспийское море стала российской. Это водная артерия, это торговля, развитие хозяйства, новые плодородные земли. Это внушает уважение и страх: башкиры и большие ногаи, опасаясь попасть под горячую руку, сами просят российского подданства.
После этого краткого обзора можно переходить и к основной теме урока.
Учитель: “Иван Грозный, занятый внутренними проблемами, удачными и неудачными войнами, не имел ни сил, ни времени заниматься еще и Сибирью. Уж больно это далеко. И вот здесь на сцену выходит семья Строгановых. Земли Строгановых лежали на реке Каме и на среднем Урале. Они строили тут свои города, варили соль, селитру, торговали. Глава рода Аникей Строганов был мудрым человеком, но главное, смелым – надо заниматься предпринимательством в столь отдаленной территории, на окраине России, под вечной угрозой нападения вогулов, вотяков, татар. Но уж больно велик был соблазн, да и царь аж на двадцать лет освободил их от налогов, желая иметь на восточных рубежах оплот-плацдарм.
Строгановы мечтали о новых землях. Им нужны были люди, вольные военные, способные к подвигу. И люди эти нашлись. Казаки во главе с Ермаком. По одной версии Ермак Тимофеевич Аленин был донским казаком, а по другой – жил в тех же местах, где и Строгановы, на Каме. Именно он со своей дружиною в 840 человек пустился завоевывать Сибирь. Подумайте, каким надо быть человеком, чтобы отправиться в неведомые места, зная, что сибирский хан Кучум славился своей жестокостью и лютой ненавистью к России. Но Ермак победил Кучума и в 1582 году взял его столицу Кашлык, что в 17 км от Тобольска. Кучум сначала откочевал в степь, но затем, решив вернуть себе власть, выследил казаков, и в 1585 году во время ночного нападения на его стан Ермак погиб. Но дело было сделано: вслед за Ермаком пошли купцы, стали строиться крепости и города…
Рассказ окончен. Ребятам, поделенным на группы, раздаются карточки с вопросами и отрывки из исторических исследований, документов и художественных произведений. У каждой группы – свое аналитическое задание и пять минут времени.
Вопрос к первой группе: “Почему процесс присоединения Сибири начался именно в конце XVI века?”
Десятиклассник: “Во второй половине XVI века Россия все еще переживала остатки феодальной раздробленности. Давние торговые связи с Востоком подготовили процесс присоединения Сибири. Земли за Уралом – это возможность найти постоянный источник пушнины, которая ценилась и на внешнем, и на внутреннем рынках. А усилившиеся в конце XVI века попытки голландских и других западных мореходов найти северный путь в Индию пугали русского царя. Он боялся превращения северных российских земель в английскую и голландскую фактории. Ждать больше было нельзя”.
Второй группе необходимо было получить максимальную информацию о том, кто такие Строгановы и чем они занимались.
Еще одна группа ребят разбиралась с версиями о происхождении казачества. Выяснилось, что их несколько, и ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению. То ли казаки пошли от скифов, половцев, татар и алан. То ли они чистокровные славяне, то ли беглые крестьяне. С их образом жизни оказалось разобраться куда проще. Тут все понятно.
Десятиклассник: “Главной особенностью казачьей жизни являлась военная организация. Они сами выбирали себе атаманов и никому не подчинялись. Даже с Россией общались через посольство. Казачьи земли выполняли важную роль буфера на восточных границах страны, защищая ее от набегов диких орд. Иногда во время той или иной войны они вставали на сторону России, но периодически между казаками и их большой соседкой наступали периоды охлаждения. Тогда Россия прекращала всякую помощь казакам, а те в свою очередь не отказывали в приюте беглым крестьянам”.
– А что способствовало победе Ермака над ханом Кучумом?
– Большую роль сыграли умелое командование и четкая организация казачьего войска. Плюс ко всему Ермак выбрал для похода удачное время: Кучум был слаб, а силы его разрознены.
Трехминутный отрывок из фильма о Ермаке – спокойный и вместе с тем торжественный. На экране – новгородский колокол, отлитый в честь тысячелетия России.
Ребятам предстоит ответить еще на один вопрос – а какая же собственно связь между присоединением Западной Сибири и историей их родного Ханты-Мансийска?
– Если бы Ермак не завоевал Сибирь, мы бы сейчас здесь не сидели.
– Хочу не согласиться с товарищем: не завоевал бы ее Ермак, завоевал бы кто-нибудь другой. Лет через 10-20 Сибирь все равно стала бы российской.
– Не думаю. Сибирь могла существовать как отдельное государство. Местные жители ханты и манси могли рано или поздно основать здесь свое государство, тюркским народам тут тоже было бы очень даже неплохо. Время завоевания – вот что важно. Ермак выбрал именно тот момент, когда Сибирское ханство было ослаблено.
Учитель: “По-своему вы все правы. Но мы-то говорим о Ханты-Мансийске. С чего начался ваш город?”
– Ханты-Мансийск начинался там, где сливаются Обь и Иртыш, в местечке Самарово.
Учитель: “Верно. Один из товарищей Ермака Богдан Брязга с пятьюдесятью солдатами спустился по реке Иртыш и покорил правившего здесь в те времена князя Самара. Отсюда и началась прародина Ханты-Мансийска Самарово”.
Вот вроде все и сказано. Нерасшифрованным остался лишь эпиграф к уроку, слова писателя Валентина Распутина: “После свержения татарского ига и до Петра Великого не было в судьбе России ничего более счастливого и исторического, чем присоединение Сибири, на просторы которой Старую Русь можно было уложить в несколько раз”.
Подготовила Анна ХРУСТАЛЕВА
Александр ЛИТВИНОВ, финалист конкурса “Учитель года России-94”, учитель истории, г. Майкоп, Краснодарский край:
– Одна из главных заслуг Тамары Александровны в том, что на своем конкурсном уроке она обратилась именно к краеведческой теме. О каких событиях, произошедших много веков назад, в первую очередь необходимо знать ребятам – конечно же, о тех, что случились в их родном краю.
Очень серьезно Тамара Александровна подошла и к отбору учебного материала, использовав работы известных ученых, исследовавших события той эпохи. Хорошо, что ребята работали с реальными историческими исследованиями, пытаясь найти в них ответы на вопросы, которые ставил учитель. А работа с картой… Этого же вообще в последнее время на уроках истории днем с огнем не сыщешь. То ли карт нет, то ли учителя считают их пережитком прошлого. А ведь это один из основных моментов урока. Без картографической грамотности невозможно понимание истории. Это то же самое, что урок музыки без инструмента или пластинок.
Что до недочетов, то и без них, увы, не обошлось. Слишком коротко, бегло был представлен видеоматериал, который не дал полного представления ни о Ермаке, ни о его заслугах. Ведь о том, что он был сильный, смелый и умный, ребята уже и так поняли – лишний раз повторять об этом с экрана было вовсе не обязательно. Оставлял желать лучшего и темп урока. Увеличив темп, или, как говорят, плотность, насыщенность урока, вполне можно было бы использовать тот же видеоряд в полном, более качественном объеме.
Учитель не до конца провела диагностику класса. Потенциальные возможности участвовавших в уроке ребят не были задействованы и наполовину. Да, урок был спокойный, неспешный, умиротворяющий, но из него пропала конкурсная изюминка.
Я уверен, что в своих классах, в своей школе Тамарой Александровной проводится добротная, кропотливая работа. Но, участвуя в конкурсе, особенно когда речь идет о соревнованиях на уровне области или округа, нужно показывать свою работу концентрированно. Все удачные методы и приемы, которые в обычной жизни учитель использует от случая к случаю, изо дня в день, на конкурсе он должен представить разом, за сорок минут.
Кстати, такие изюминки обязательно должны присутствовать на обычных, будничных занятиях. Ведь не секрет, что наши дети не знают истории. Поэтому любая находка, способствующая развитию интереса к предмету, обеспечивающая ситуацию успеха, необыкновенно ценна. Она заставляет ребят проявить любопытство, попытаться узнать по теме больше, чем сказал учитель или написано в параграфе учебника. Я как директор школы всегда напоминаю своим учителям одну важную мысль. Помните, мы боролись за глубокие и прочные знания? Отбросим первую фразу. Давайте будем давать прочные. В глубину дети пойдут сами.
Александр Филипенко, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа:
– Несомненно, что Тамара Александровна Брыкова – прекрасный знаток истории и, наверное, великолепный учитель. Но, если честно, именно от этого урока я ждал большего, ибо он был связан с историей земли, на которой мы живем, с нашими корнями. Боже упаси, я не собираюсь судить работу учителя, его методику, оценивать педагогические приемы – это должны делать специалисты. Я говорю о другом. О том, что исторические события нельзя трактовать однозначно. Учительница говорила о присоединении Западной Сибири к России, на самом же деле это было завоевание. И Ермак у нее получился однозначным – сильным, мужественным народным героем, защитником интересов России. Был ли он таким в действительности? Наверное, был. Но был еще и жестоким, суровым, безжалостным. Нельзя преподавать историю, базируясь только на народном творчестве, художественном вымысле, эмоциях. У каждого события всегда есть две правды. Историю, мне кажется, нельзя приукрашивать, нельзя преподавать ее с конъюнктурной точки зрения, исходя из своих политических пристрастий. Это банально, но, чтобы строить будущее, надо знать прошлое. Знать, что и как происходило на той земле, где ты живешь, кто здесь был до тебя, что делал. Мы гордимся, по крайней мере должны гордиться тем, что мы – россияне – граждане огромного богатого государства. Мы гордимся тем, что мы – сибиряки, северяне – люди крепкие, здоровые, мужественные и добродушные. Но я хочу, чтобы каждый житель нашего края с гордостью говорил о том, что он живет в Ханты-Мансийском автономном округе, на югорской земле, в Березове, например, или в Пелыме. Вот почему я настаивал на том, чтобы быстрее был написан учебник по истории округа, чтобы мы в школе преподавали не просто краеведение, а настоящую региональную историю, которая призвана увязать представления о прошлом края с представлениями о прошлом страны и мира в целом. Чтобы она помогла нашим ученикам понять, какое место и какую роль играл наш край в мировой истории, край, занимающий теперь первое место по добыче нефти в России, второе – по выработке электроэнергии, третье – по газу, лидирующие позиции по заготовке древесины и вылову деликатесных сортов рыбы. Край, о котором в “Повести временных лет” под 1096 годом сообщается: “Югра же людье есть… и соседят с самоядью на полунощных странах”. Учебник региональной истории стал неотъемлемой частью, как говорят специалисты, учебно-методического комплекса. Совсем недавно мы издали еще и трехтомную энциклопедию округа. Томов в ней поменьше, чем в “Британике”, но оформление почти такое же.
На уроке мне было горько видеть, что ребята не очень хорошо ориентируются на карте, не знают, кто были нашими соседями во времена Ивана Грозного, о которых рассказывала учительница.
Историю воспринимают очень часто как безликий механический процесс, как черед эпох и событий. На самом деле в истории и для истории прежде всего важны люди. Вот почему я всячески поддерживаю создание у нас в округе школьных, сельских, городских музеев. Собранные там старые вещи, фотографии, орудия труда оживают. Я это видел и очень этому рад.
Комментарии