Удивительный город Грозный. Он, точно птица феникс, восстал из пепла, став еще краше. Старых домов здесь практически не осталось – все были разрушены. Современный, многоэтажный, чистый и по-кавказски гостеприимный, Грозный сегодня стал особенно притягательным для туристов.
Кажется, что попал в восточную сказку, особенно если оказался на улицах столицы Чечни вечером. Башни комплекса «Грозный-Сити» переливаются разноцветными неоновыми огнями, на одну из них спроецирован портрет первого президента Чечни Ахмат-Хаджи Кадырова. Завораживающе красива мечеть «Сердце Чечни», открытая в 2008 году и с тех пор ставшая местом притяжения для мусульман не только республики, но и всей России и зарубежья. Наружные и внутренние стены мечети облицованы редким мрамором – травертином, для внутренней отделки использовался белый мрамор. Минареты «Сердца Чечни» – самые высокие в России, а сама мечеть считается второй по величине в Европе. Примечательно, что в мечети всегда много молодежи. «Президентский» – значит первый…Большинство участников Всероссийского семинара-совещания «Актуальные проблемы развития системы общего образования РФ» в Грозном впервые. Причем некоторые приехали в Чечню из очень отделенных мест – Якутии, Коми, Республики Алтай, с Камчатки. На родине у них еще снег лежит, а здесь все утопает в буйной зелени, цветут вишни, яблони, абрикосы. Первый день совещания был посвящен образовательному опыту Чеченской Республики. После приветственного слова министра образования и науки Исмаила Байханова перед гостями выступила ректор Чеченского института повышения квалификации работников образования Ганга Эльмурзаева, пожелавшая гостям почувствовать всю национальную самобытность Чеченской Республики. Ганга Бекхановна подробно рассказала о том, как в ЧР реализуется курс «Основы религиозных культур и светской этики».- Чеченская Республика участвовала в апробации курса ОРКСЭ в 2009 году. По сути, этот курс стал первым безотметочным предметом, который заложил основы сотрудничества между учителем и учеником, – отметила Ганга Бекхановна. – До 2013 года наши ученики в большинстве своем выбирали модуль «Основы ислама». Примечательно, что в 2014 году к нему добавились и другие модули: «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». Ганга Бекхановна рассказала, что проводятся мониторинговые исследования того, как менялось отношение к курсу ОРКСЭ среди родителей, учеников и педагогов, подчеркнув, что старшее поколение всегда относилось к этой дисциплине с большим интересом. – Думаю, что введение курса ОРКСЭ – один их самых удачных проектов Министерства образования и науки РФ, – подчеркнула Ганга Эльмурзаева. – Он дает возможность показать детям ценность религиозного мировоззрения, культурного наследия. В ходе исследования большинство ребят сказали, что вполне могут справиться с курсом ОРКСЭ и он им нравится.После выступлений, которые проходили в Чеченском педагогическом институте, гости побывали на уроках и мастер-классах в Президентском лицее Грозного. Это одно из лучших образовательных учреждений города и республики, распоряжение о его открытии было подписано в 2007 году лично главой республики Рамзаном Кадыровым. Руководит Президентским лицеем заслуженный учитель Чеченской Республики, почетный работник общего образования РФ Замани Сатбиевна Бускаева. Образовательное учреждение работает в режиме школы полного дня. Его система дополнительного образования охватывает более 70 процентов учащихся. Особое внимание уделяется детским СМИ.Побывав на уроках в начальной школе, гости отметили превосходный русский язык не только педагогов, но и учащихся. Ребята говорят без акцента, речь их живая и очень образная. А ведь многие из них пришли в первый класс, зная лишь несколько слов на русском. Кстати, в Президентском лицее есть Клуб ценителей русского языка, где собраны всевозможные словари.В рамках проекта поликультурной образовательной модели в Президентском лицее идет экспериментальная апробация формирования российской гражданской идентичности и национального самосознания. – По учебно-методическим комплектам, разработанным специально для этого проекта, дети знакомятся с литературой народов России, музыкальным и художественным искусством, символикой регионов нашей страны, народами, проживающими в них, – говорит начальник отдела национальной образовательной политики и регионального сотрудничества Минобрнауки Чеченской Республики Хулимат Султанова. – На этих уроках через предметы начальной школы мы формируем уважительное отношение к культуре быта, обычаям, традициям народов России.Гости поучаствовали в четырех уроках начальной школы. Занятие по «Окружающему миру» в 3-м классе называлось «Золотое кольцо России». Ребята путешествовали по городам Золотого кольца, причем каждый, кто выходил к карте, рассказывал об истории городов – Ростова Великого, Владимира, Суздаля… Учитель Фатима Зубайраевна Акаева сумела сделать урок таким насыщенным и интересным, что дети не хотели уходить даже после звонка. Интегрированный урок математики в 3-м классе прошел под девизом «Мы вместе – в этом наша сила». Айшат Сулеймановна Абасова рассказала детям притчу о сыновьях. Отец их учил быть вместе, говоря: один прутик легко сломать, а веник почти невозможно. От притчи она перешла к рассказу о многонациональной России, где в мире и дружбе живут разные народы, помогая друг другу. Дети не только научились высчитывать периметр прямоугольника, но и поговорили о государственных символах России и Чечни – гербе и гимне. Зарема Резвановна Богатырева показала урок литературного чтения в 4-м классе на тему «Родина бывает разная, но у всех она одна». Таким образом, поликультурное образование становится неотъемлемой частью каждого урока в начальной школе Президентского лицея. Дети учатся любить не только свою малую родину, но и всю Россию. Восхитило особое уважительное отношение чеченских педагогов к своим ученикам. Притча – это современноВ гимназии №14 Грозного был показан опыт внеурочной работы, а также изучения второго иностранного языка. Это образовательное учреждение, одно из крупнейших в ЧР, является стажерской площадкой Чеченского института повышения квалификации работников образования. Сейчас здесь обучаются 1065 ребят, причем все они задействованы в различных кружках и секциях. Выбор у детей огромный. Это авиамоделирование и робототехника, компьютерное моделирование и телевизионная студия «ТЭСТ», литературное краеведение, баскетбол, волейбол, вольная и греко-римская борьба. Визитной карточкой гимназии стал вокально-инструментальный ансамбль – индивидуальный проект директора Марьям Вахаевны Хаджиевой.Мы побывали на одном из внеурочных занятий «Обычаи чеченцев», которое шло в начальной школе. Ребята узнали, как принято относиться к старшим, к пожилым, к родителям, женщинам. При этом учитель иллюстрировала свой рассказ различными чеченскими притчами.Второй день семинара был посвящен проблемам развития системы образования в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.- С 1 сентября 2015 года все школы Российской Федерации перейдут на новый ФГОС в основной школе, – отметил заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Алексей Благинин. Он также сообщил, что будет идти внедрение второго иностранного языка, но лишь в тех школах, которые к этому готовы. Ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Евгений Малеванов рассказал об электронных учебниках, подчеркнув, что школы сами выбирают, отказаться им от бумажных учебников или продолжать пользоваться ими наравне с электронными. Стражи временПосещение этнокультурного музея под открытым небом «Донди-Юрт» стало настоящим подарком гостям. Создатель музея Адам Сатуев поставил перед собой цель сохранить историю для будущих поколений. Свои экспонаты Сатуев собирал во время войны по всей республике и поначалу хранил их у себя дома. Он знал, что война закончится, а история останется. Как только попадаешь на территорию музея, видишь огромное количество камней, их здесь тысячи, и каждый по-своему уникален. В коллекции Сатуева есть ракушечник, которому не менее 500 миллионов лет. В музее несколько башен, одна из них жилая. Камни для ее постройки были привезены из горных районов, с развалин других башен. Здесь есть сигнальная башня, подобные которой сооружались в XI-XV веках, когда нахи, жители равнин, были вынуждены уйти в горы под натиском орд Чингисхана и Тимура. Эти башни служили для передачи военных сигналов. Боевые башни строились для обороны, поэтому и стены у них мощнее. В башнях Адам Сатуев воспроизвел быт чеченцев прошлых времен. На территории музея выкопано несколько водоемов, в которые стекает чистая родниковая вода, в них плавают рыбки, живут лягушки. Есть здесь и наземные склепы. Материалы музея помогают гимназии №5 Урус-Мартана организовывать внеурочную работу учеников в рамках реализации ФГОС. Гимназисты встречали гостей в национальных костюмах. Они не только провели экскурсию по музею, рассказали о быте, обычаях чеченцев, но и станцевали зажигательную лезгинку….После войны прошло пятнадцать лет, за это время Чеченская Республика преобразилась до неузнаваемости, но проблемы еще остаются. Нужны новые школы, особенно с учетом демографической ситуации. Однако уже сейчас Чечне есть чем поделиться с другими регионами, в первую очередь опытом в области патриотического и гражданского воспитания. Кстати, на подведении итогов семинара было решено, что Чеченская Республика станет стажировочной площадкой по изучению актуальных проблем развития общего образования в условиях введения ФГОС общего образования.- Сегодня одна из главных задач для нас – повышение качества образования, – подчеркнул министр образования и науки ЧР Исмаил Байханов. – В первую очередь повышение качества изучения русского языка. Для этого мы выделяем гранты в различных номинациях. Примечательно, что в школах Чеченской Республики стали появляться учителя из других регионов России, причем едут не только в города, но и в горные села.- Для нас очень важно, чтобы детей русскому учили носители языка, до войны так и было, тогда в магазинах, в аптеках мы говорили на русском, теперь, когда население стало практически полностью чеченским, перешли на родной язык. Очень надеемся, что скоро будем снова жить в многонациональной республике, – говорит Исмаил Баутдинович.Только фактыВ Чеченской Республике функционируют 451 образовательная организация, 5 учреждений образования интернатного типа, три из которых коррекционные, один центр дистанционного образования.
Комментарии