Давно известно, что отношение к детям, старикам и инвалидам определяет социальную сущность государства. После начала Первой мировой войны, которая выбросила на улицы тысячи инвалидов, в России появилась целая сеть богоугодных заведений, а в практической благотворительной деятельности участвовали члены царской фамилии. После победы советского народа в Великой Отечественной войне на улицах городов и весей нашей большой страны появилось большое количество людей, которых война сделала инвалидами. Мое поколение хорошо помнит, как по Москве эти люди передвигались на примитивных самодельных колясках, представлявших собой деревянную площадку на подшипниках, на которой сидел обезноженный инвалид, толкавший ее руками. Все относились к ним с уважением и сочувствием, старались всемерно помогать, не отказывали и в милостыне.
Так было до проведения в 1957 году в Москве VI Международного фестиваля молодежи и студентов. Не желая демонстрировать обездоленных инвалидов, наше правительство приняло решение убрать их с улиц городов и поселить в отдаленных монастырских постройках, переоборудовав наскоро под социальные приюты. Я бывал в таких местах на Северо-Западе России – убогое зрелище, особенно когда медперсонал вывозил этих людей погреться на солнышке.
В это же время в СССР на правительственном уровне обсуждался вопрос о публичных выступлениях на соревнованиях лиц с ОВЗ и о допуске их на стадионы вместе с другими спортсменами. Но тогда пришли к выводу, что этого делать нельзя, дабы не создавать предпосылки для восприятия мировым сообществом социалистического государства как не обеспечивающего благоприятных условий для жизни своих граждан. А весь мир пошел по другому пути, создав паралимпийское движение, в котором в настоящее время принимает участие и Россия.
Тем не менее в СССР было принято мудрое решение о создании коррекционных школ, специализированных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Позднее стали организовывать специализированные производства, использовавшие труд инвалидов. Перестройка и последующий период ориентации на западный опыт уничтожили продуктивно действовавшую систему особого подхода к лицам с ОВЗ. В двухтысячные годы под нажимом мировой общественности и активности российских общественных организаций инвалидов снова вернулись к вопросам обеспечения возможности равного участия лиц с ОВЗ в общественной жизни и производственной деятельности. Появились пандусы, специально оборудованный транспорт.
В НИИ развития профессионального образования была создана специальная лаборатория, ориентированная на изучение нужд лиц с ОВЗ, методик и подходов к их обучению. Выяснилось, что только в 5% московских колледжей имели опыт работы с такой категорией обучающихся. За три года в сотрудничестве с Институтом коррекционной педагогики ситуация существенно изменилась – все колледжи Москвы начали работать с этими людьми. Присоединились к ним и вузы.
Возник следующий вопрос: как их трудоустроить? Так появился первый Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, обязывающий всех работодателей либо принимать на работу таких сотрудников, либо делать отчисления в специализированные фонды. Против этой идеи выступило предпринимательское сообщество. Работодатели предпочитали платить штрафы за невыполнение требований по квотированию, нежели сталкиваться со снижением производительности труда, повышенным травматизмом, конфликтами. Сейчас это особенно актуально, так как здоровые и квалифицированные специалисты не могут легко найти себе работу. Надеюсь, что возможность работы в удаленном формате немного выправит ситуацию.
Следует признать: идея квотирования рабочих мест для лиц с ОВЗ себя не оправдала, как, впрочем, и идея об инклюзивном (совместном) обучении в школах детей с ОВЗ вместе с детьми с нормальным психофизическим развитием. Инклюзия понимается как включение лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и инвалидов, в процессы образования, творчества, трудовую деятельность вместе с другими лицами, в первую очередь с нормальным психофизическим развитием. Не следует, однако, забывать: инвалиды с сохранным интеллектом способны самостоятельно (без квотирования) найти себя в разных профессиях. Но важно на законодательном уровне прекратить их дискриминацию, выраженную в нежелании руководителей учреждений и организаций принимать их на работу.
В период действия закона о квотировании быстро выяснилось, что широко привлекать к работе на предприятиях проще всего слабослышащих. Как правило, они хорошо адаптируются, достаточно коммуникабельны при наличии слуховых аппаратов и физически здоровы. По сути, им доступны все рабочие профессии.
Вторая группа – это лица с нарушениями двигательного аппарата, в том числе с последствиями ДЦП при сохранном интеллекте. Однако для них требуются специально оборудованные помещения (входные группы, дополнительные перила, подъемники и пр.), кроме того, они нередко испытывают трудности в коммуникации. Физическую работу могут выполнять далеко не любую, но часто находят себя в сфере IT или в службе сервиса (ювелиры, часовые мастера).
Третья группа – слабовидящие, как правило, они могут работать только на специализированных предприятиях.
Наконец, основную группу инвалидов (или не имеющих статуса инвалидов) составляют люди с нарушениями интеллекта. Такие способны только к механической работе, от однообразия которой не устают, но чаще всего им требуется тьютор – помощник.
Именно объединения родителей детей с ментальными нарушениями проявили настойчивость и последовательность, добившись успеха в обеспечении особых преференций для лиц с ОВЗ, у которых есть нарушения интеллекта. Надо заметить, что среди всех лиц с ОВЗ именно у этой категории выражена тенденция увеличения их количества. Однако, по моему мнению, не следует строить государственную политику нашей страны на этом факторе, даже при учете давления мирового сообщества.
Единственно правильный путь – вернуться к опыту советского периода, который заслуживает должного внимания. Поэтому целесообразно начать возрождать специализированные предприятия, использующие труд лиц с ОВЗ с учетом конкретных нозологий (нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др.). При этом следует учитывать, что создание таких предприятий априори обеспечивает создание дополнительных рабочих мест для специалистов с нормальным психофизическим развитием, без которых не сможет работать ни одно специализированное производство.
Также очень важно возродить специализированные школы-интернаты для детей с ОВЗ, позаботившись об организации досуга воспитанников и создании системы внешкольной работы совместно с общеобразовательными школами. Такая коммуникация естественным путем приведет к созданию учебно-воспитательных комплексов (детский сад – общеобразовательная школа – коррекционная школа-интернат) не на условиях администрирования, а исходя из реальной целесообразности взаимодействия.
Научно-методическое обоснование этой идеи было выполнено в Научно-исследовательском институте профессионального образования, в котором я работал 17 лет заведующим лабораторией до 2012 года. Поэтому призываю всех вас высказать свое мнение по этому поводу и поддержать предложенную идею.
Александр МИНДЕЛЬ, кандидат педагогических наук, заслуженный путешественник России
Комментарии