Управляющий совет, администрация школы №2114, ребята из школьного самоуправления и актива музея Кота ученого проводят многостороннюю и неустанную работу по сохранению и открытию для посещений усадьбы Знаменское-Садки. Ученики 8-10‑х классов, родительская общественность ухаживают за памятником воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны на территории усадьбы, а в рамках проекта «Успешная молодежь» и работы музея ведется популяризация исторического наследия усадьбы.
В прошедшем учебном году одной из важных задач воспитательной работы школы №2114 в целом и школьного музея Кота ученого, в частности, стала работа по возрождению памяти об усадьбе Знаменское-Садки с целью дальнейшего ее открытия для экскурсий и создания музейного пространства. Вдохновителем этого сложного и многоаспектного проекта стала директор нашей школы Ирина Анатольевна Колосова.
В музейном пространстве школы, сразу в нескольких музеях, появились экспонаты, связанные с усадьбой. Безусловно, были организованы и тематические экскурсии для ребят из 5-10‑х классов, проводились уроки истории в музее. Популяризация нашей, увы, малоизвестной даже для москвичей усадьбы и ее богатой истории будет продолжена также в рамках олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы», площадкой которой мы стали в новом 2022-2023 учебном году.
Проект возрождения усадьбы особо значим не только с точки зрения сохранения памятника культуры федерального значения, но и, безусловно, для формирования важнейших ценностей в воспитательном процессе. Ни для кого не секрет, что истинный патриотизм начинается с любви и заботы о родном городе, районе, памятных местах, что расположены буквально за околицей отчего дома. Таковым памятным местом для старожилов района Северное Бутово является усадьба князей Трубецких Знаменское-Садки. Это архитектурный и культурный памятник XVIII-XIX веков. История усадьбы уникальна. С 1617 по 1676 год владельцами усадьбы были бояре Ладыженские, в 1676-1750 годах владение перешло к князьям Урусовым, а с 1750 года усадьба перешла к князьям Трубецким.
В 1876 году новым владельцем стал видный общественный деятель, идеолог консерватизма Михаил Никифорович Катков. Трубецкие и Катковы превратили усадьбу в настоящий центр притяжения творческой интеллигенции XIX века. Здесь бывали поэты Петр Вяземский, Дмитрий Веневитинов, Иван Дмитриев, историк Михаил Погодин. История усадьбы неразрывно связана с судьбой рода Толстых. Александр Пушкин называл Знаменское «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья».
С 1922 года в усадьбе разместился техникум лекарственных растений, в 1924 году его переименовали в Битцевский сельскохозяйственный техникум селекции и семеноводства зерновых культур.
В этой связи нельзя не обратить внимание еще на один памятник, находящийся на территории пока закрытой усадьбы. Это созданный в 1974 году расположенный в северной части парка обелиск, установленный в память погибших в 1941-1945 годах студентов и преподавателей сельскохозяйственного техникума. Памятник, как и усадебный дом, нуждается в уходе и реставрации.
26 мая 2022 года силами школьников-волонтеров, представителей совета отцов нашей школы была приведена в порядок территория вокруг обелиска, покрашена ограда. Ребята объединения «Успешная молодежь» активно создают медийные поводы для привлечения внимания к наследию усадьбы. Однако это только начало необходимых работ, для проведения которых, безусловно, необходим доступ в Знаменское-Садки!
До середины 90‑х годы ХХ века усадьба Трубецких была открыта для посещения москвичей, стала популярным и любимым местом отдыха, созерцания, приобщения к высоким культурным ценностям.
Для нас очень важно вернуть к жизни этот удивительный архитектурный ансамбль, эту важную страницу нашей исторической памяти. В реализации нашего проекта мы активно используем ключевые принципы и методы музейной педагогики.
Значимым принципом современной музейной педагогики является принцип интерактивности. Все больше музеев Москвы предлагают своим юным посетителям в прямом смысле прикоснуться к прошлому. Так, в рамках замечательной экскурсии «Как жили люди в глубокой древности» в Государственном историческом музее ученикам 4-6‑х классов предлагают примерить примитивную одежду из шкур. А в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей посетителям-старшеклассникам передают на время в руки старинные открытки, шкатулки, другие предметы быта русского купечества XIX века. Поэтому мы считаем особенно важным то, что в условиях работы над возрождением усадьбы Знаменское-Садки ребята видят исторические артефакты, могут напрямую поучаствовать в их сохранении. Это прикосновение к живой истории позволяет школьникам – участникам проекта возрождения усадьбы не только легче усваивать исторические знания (например, ребята безошибочно узнают портрет и увлеченно рассказывают об одном из ее владельцев, лидере консервативного движения в России Михаиле Никифоровиче Каткове), но и, главное, получать мощный заряд интереса к прошлому своего Отечества и одновременно ощущение причастности к созиданию будущего. Так ребята становятся субъектами культуры и сами формируют культурное пространство.
На территории усадьбы некогда хозяева и благородные гости устраивали робинзонады, переплывая на крошечный, сплошь покрытый деревьями островок, создавали живые картины на берегу живописного пруда. Воссоздание этих господских забав могло бы стать потрясающим элементом реконструкции быта и повседневности прошлого, погружением в историческую среду, ролевым проживанием исторических событий, что также позволяет решать как учебные, так и воспитательные задачи.
На данном этапе основным видом применяемых педагогических технологий является проектная деятельность. Историческим, социальным, антропологическим аспектам бытования усадьбы Знаменское-Садки посвящены детские исследовательские работы учеников 6-10‑х классов, ребят, принимающих активное участие в жизни школьного музея Кота ученого.
А между тем театрализации, реконструкции, интерактивные занятия – вот далеко не весь перечень форм работы с учащимися в пространстве архитектурного ансамбля, но лишь при условии его доступности для нас, для будущих поколений…
Наталья ГОЛОВАНЬ, учитель истории школы №2114, кандидат исторических наук
Комментарии