search
main
0

Восславим подвиг трудовой и ратный

Ольга Ларионова, руководитель Департамента образования: – Безусловно, очень активную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения играют наши замечательные ветераны, которым мы очень благодарны, а также коллективы образовательных учреждений. Для ветеранов такая работа составляет смысл жизни, а раз жизнь, то значит это и сердце, и душа, и боль за дело. К счастью, в трудные годы перестройки и реформирования практически все школьные музеи, которые помогали создавать ветераны, были сохранены, и сегодня успешно в образовательных учреждениях работают почти 1200 музеев. Сегодня благодаря учебным заведениям сохранились те музеи, которые есть в городе, потому что, к сожалению, теперь нет музеев на предприятиях, нет во Дворцах культуры (поскольку и Дворцов практически нет). Благодаря сохраненному образовательному пространству мы можем говорить о музейной педагогике и участии этой музейной педагогики в воспитании подрастающего поколения, так как все мы прекрасно понимаем, что все основы будущего гражданина закладываются в школе.

Заботясь о создании и развитии сети музеев, думаю, мы должны продвигаться в этом направлении аккуратно. Можно принимать любое решение, и мы знаем, что на федеральном уровне принимаются замечательные решения, но как они потом реализуются?! Точно так же нужно думать и об увеличении количества музеев. Безусловно, на всех совещаниях с начальниками окружных управлений образования, руководителями школ мы говорим о том, что очень мощным средством воспитания детей становятся музеи, что, наверное, мы должны стремиться к тому, чтобы в каждом учебном заведении такой музей был. Но мы должны подумать и о том, что это будет за музей. Нам нужно сделать все, чтобы он был естественным для того или иного образовательного учреждения. Сегодня, скажем, отрадно отметить, что создаваемые музеи не придумываются только ради создания того или иного музея. Например, в Южном Бутове – новом районе Москвы за кольцевой дорогой – к годовщине Великой Победы в Великой Отечественной войне в школе открылся музей одного из героев, который когда-то проживал в селе, на месте которого построена школа, а его дочь работает учителем в этой школе. Так что это был не придуманный музей, наверное, поэтому ученики с таким трепетом рассказывают о том, как они создавали музей. Для них это и любовь к своему краю, и любовь к своей малой родине, о которой мы говорим, это естественный процесс узнавания своей истории.

С одной стороны, у нас стираются грани и профили музеев, с другой стороны, мы говорим о том, что те направления деятельности, которые ведет музей, как можно больше должны быть понятны и приближены к молодому поколению. В одной из школ района Ясенево вместе с организацией «Юные герои – узники фашизма» при поддержке Комитета общественных связей был создан музей «Война в судьбе детей», где показаны дети, которые были юными узниками фашистских лагерей, дети, которые были пионерами-героями (мы о них не забыли и, слава Богу, сейчас больше говорим), дети Беслана, которые пострадали от террористов. Я видела лица ребят, которые приходят на экскурсии в этот музей: все там им понятно.

Когда старшеклассник заканчивает школу, ему уже 17 лет, а мы о нем все говорим как о ребенке. А сколько Героев Советского Союза стали героями в двадцать лет?! Да, были особые – военные – условия, но все же когда говоришь о возрасте молодого героя, то старшеклассники начинают по-другому относиться и по-другому понимать происходившее во время войны. Поэтому, увеличивая число музеев, мы не должны забывать о том, что прежде всего нужно улучшать качество работы уже существующих музеев. На это должны быть направлены все наши рекомендации.

Мы сегодня больше говорим о музеях, связанных с ролью и вкладом нашего народа в победу в Великой Отечественной войне. Все меньше и меньше мы говорим о трудовом подвиге нашего народа. Просто, наверное, в процентном отношении таких музеев меньше, но должна сказать, что во многих районах Москвы уже создаются музеи истории районов, и чаще всего они создаются на базе школ, которые имеют соответствующие помещения. В этих музеях, безусловно, представлены все страницы жизни района, рассказывается об истории тех предприятий и учреждений, которые были и есть на территории района, их история корнями уходит в историю Москвы. Такие музеи есть, и я согласна, что, наверное, они должны развиваться гораздо шире.

Думаю, сегодня мы должны подумать о том, как будем праздновать 65-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне. Совершенно права первый заместитель мэра в Правительстве Москвы Людмила Ивановна Швецова, которая на одном из совещаний сказала, что меняются рамки празднования: к сожалению, все меньше ветеранов – участников войны, возраст ныне здравствующих ветеранов уже не тот, чтобы было можно приглашать их на большие площадки, а значит, праздник и саму идею праздника мы должны перенести ближе к молодому поколению, значит, праздник должен быть продолжением работы по патриотическому воспитанию.

Я всегда стараюсь опровергнуть тот тезис, что у нас плохая молодежь, не только потому, что у нас такая уж хорошая молодежь, а потому, что за всеми хорошими делами стоят советы наших школьников. Если бы не было советов ученического самоуправления, если бы не было молодежных советов музеев, эти музеи не жили бы в том времени, в том ритме, в каком живут сегодня. К сожалению, можно целыми вечерами наблюдать на телеэкране спившиеся деревни, наркоманов, но практически нет ни одного сюжета о замечательных акциях, об интересных делах нашей молодежи. Сейчас готовится к выходу практически новый московский телеканал, который будет вещать около 20 часов, и по решению мэра Москвы он передан социальной сфере. Одно из направлений, о котором мы будем широко говорить на новом телеканале, – гражданское воспитание и, как одно из направлений, патриотическое воспитание.

Мы понимаем, что все проблемы, имеющиеся в музейном деле, мы можем решить только в рамках нашего города. И в этом направлении мы идем с ветеранами не навстречу друг другу и не друг от друга, а вместе, к одной общей цели. В таком общем движении все проблемы преодолимы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте