search
main
0

Воспринимать свои права как обязанности Кто есть гражданин? В прошлом и сегодня. У нас и на Западе

В узком смысле понятие “гражданин” тесно связано с понятием “гражданство” и означает принадлежность человека к определенному государству. В массовом толковом словаре С. Ожегова (1987 г.) говорится, что гражданин – это “лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей”. Оксфордский словарь А.С.Хорнби (1987 г.) дает следующее определение: гражданин – это “лицо, которое обладает полными правами в государстве либо по рождению, либо приобретаемыми”. Как видим, в словарях в основном выделяется юридический смысл понятия.
Обратимся к разъяснениям правоведов. Доктор юридических наук Я. Лазарев: “Гражданин – это тот же человек, но уже рассматриваемый как участник политической и правовой жизни общества. К человеку как к гражданину данного государства адресуются правовые установления, законы этого государства. Именно как гражданин он обладает правами, свободами и несет обязанности, предусмотренные конституцией, законами. Именно как гражданин он получает право на защиту со стороны государства внутри и за пределами своей страны. Таковы правовые последствия принадлежности лица к государству”.
Если мы обратимся к определениям понятий “гражданин” и “гражданственность”, предложенным философами, писателями, педагогами и т.д., то обнаружим богатый спектр мнений, которые, как правило, совпадают в признании следующих основных позиций:
истинный гражданин – это нравственный человек;
гражданин – это тот, кто способен подняться до интересов всего общества;
гражданин – это человек, который умеет не только властвовать, но и подчиняться.
Чрезвычайно точно определил понятие “гражданин” выдающийся философ и правовед И. Ильин. С его точки зрения настоящий гражданин должен обладать следующими свойствами:
чувством собственного достоинства;
внутренней свободой;
способностью быть истинным субъектом права;
уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам и к другой власти;
способностью превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права.
Гражданственность есть результат развитой правовой и политической культуры, опирающейся на фундамент нравственности. Давайте обратимся к понятию гражданство (в монархии – подданство).
Гражданство (в монархии – подданство) в юридическом смысле – это устойчивая связь человека с определенным государством, выражающаяся в их взаимных правах, обязанностях и ответственности друг перед другом.
Есть два вида принадлежности человека к государству – подданство и гражданство. Подданство – это форма принадлежности к монархии. Гражданство возникло в республиках.
Первыми гражданами были свободные жители Афин и Рима. В России понятие “гражданин” в юридическом смысле было узаконено после февральской революции 1917 года.
В общегуманитарном контексте гражданин – это человек, обладающий определенными ценными ориентациями, активной нравственной позицией, готовый бескорыстно служить обществу.
Нельзя не отметить, что для российского общества было важно не столько юридическое определение того или иного термина, сколько духовно-нравственный смысл, контекст его восприятия. Так, в частности, в российской ментальности термин “гражданин” всегда трактовался в широком гражданско-патриотическом смысле как гражданин своей страны, гражданин Отечества.
Кто он, гражданин России? Термин “гражданин” в широком смысле давно вошел в лексикон жителей нашей страны, пишет Ольга Кишенкова, кандидат исторических наук, преподаватель “Школы молодых предпринимателей”.
Вспомним строки Н. Некрасова “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”. Гражданственность – это явление нравственного и политико-правового характера. Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням. Она связана с “гражданскими качествами” или “гражданскими добродетелями”: ответственность, самодисциплина, убежденность, вежливость, открытость, терпимость, уважение.
Гражданственность в России почти всегда была тесно связана с патриотизмом и выражалась в гордости за свою землю, за то, что являешься частью ее плоти и крови. На Руси, в России всегда были сильны гражданские традиции. Еще со времен князя Святослава звучал призыв “вступить в стремя” за свою землю, быть единым с ней и в годину лихолетья. Славные деяния наших предков не должны быть забыты.
В 1997 г. столице нашей Родины Москве исполнилось 850 лет. Повод задуматься, подвести итоги.
Чем гордишься ты – гражданин России, что помнишь, знаешь, чтишь, от чего, может быть, следует отказаться, с чем идти в третье тысячелетие? Эти вопросы нужно поставить не только на уроках истории и граждановедения, но и в иных формах общения педагогов с учащимися.
Историческая деталь: Россия веками несла бремя и славу своего существования в качестве великой державы. Ее боялись соседи, против нее создавались союзы и коалиции. Необъятные просторы России нередко представлялись лакомой и легкой добычей для завоевателей. История знает тому немало примеров. Произнося слова: “Я – гражданин России”, каждый из нас невольно, а может быть, и сознательно задумывается о великой державе, ее прошлом и настоящем. Но легко ли быть гражданином великой страны? Есть ли особое по своему смыслу и значению российское государство?
В чем разница между гражданином и подданным? Почему говорят гражданин США, Франции, Германии, России, но подданный британской короны? Чем гражданин России отличается от гражданина США и других стран? В политической науке понятия “гражданин” и “подданный” противопоставляются друг другу.
Подданный – лицо зависимое, человек, который не может выбирать, а должен исполнять чужую волю. Он находится под данью власти и платит ей за свою защиту, опеку над собой. Для подданного законом и источником справедливости является воля монарха, властелина. Этот подход предполагает иждивенческую позицию самого человека в обществе. Нет необходимости решать, делать выбор, брать на себя ответственность и т.д. Я – всего лишь подданный, маленький человек, который выполняет волю суверена.
Гражданин же, напротив, понимается как активная, самостоятельная и независимая личность. Он делает свой выбор. Он может сказать – я сделал это, я отвечаю за это. Гражданин – прежде всего партнер власти, он не стоит перед ней на коленях. Он сам участвует в общественных процедурах, контролирует власть, вручает ей полномочия и является судьей ее эффективности. Более того, власть без гражданина не самоценна, без его доверия она не может эффективно функционировать. Сам же гражданин не может быть равнодушен к тому, что происходит вокруг, не может быть сторонним наблюдателем. Его страна, его народ нуждаются в его позиции. Два слова, два термина – но совершенно разный смысл.
Как же в этой ситуации воспринимать российскую традицию, да и в чем она? Может ли гражданин быть одновременно и подданным?
Обратимся к примерам из истории:
На Красной площади в Москве стоит памятник скульптора Мартоса (1818 г.) с надписью “Гражданину Минину и князю Пожарскому”. Подчеркнем – гражданину! Но гражданин Минин был одновременно и подданным российского самодержца. Писатель и историк Н. Карамзин и сам считал и являлся подлинным гражданином России, но он также был верноподданным скипетра Романовых. Но вместе с тем гражданами России считали себя и декабристы. Гражданином России считался и называл себя и великий критик ХIХ века В. Белинский, написавший в 1847 г. знаменитое письмо Гоголю, где: “Россия – это страна, где нет даже элементарного полицейского порядка, а есть лишь огромные корпорации казенных воров и грабителей”. Гражданами России считали себя и народовольцы – молодые россияне, взорвавшие 1 марта 1881 г. царя-освободителя Александра II, да еще по иронии судьбы сразу же после подписания им проекта создания в России высшего представительного органа на основе земств (так называемая “конституция” Лорис-Меликова).
Как же разобраться в этих противоречивых суждениях?
Кого можно называть гражданином России – зачинщика бунта Е. Пугачева, генералиссимуса А. Суворова, подавляющего крестьянские выступления на Украине и в Польше, П. Чаадаева, писавшего известные строки: “…прошедшее России пусто, настоящее невыносимо, а будущего для нее нет вовсе”? Можно ли считать кровавый “бессмысленный и беспощадный” бунт, в ходе которого предавались огню дворянские усадьбы, даже храмы, убивались помещики, судьи, священники, члены их семей, формой гражданского протеста?
Кто бунтует – гражданин или раб, подданный? Кто служит, а кто прислуживает?
Вспомним слова Чацкого – героя пьесы “Горе от ума”: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Чацкий – гражданин, Молчалин и Фамусов – подданные. Так ли это?
По мнению ведущих специалистов обществознания, политологии, истории, российской политической традиции несвойственно прямолинейное противопоставление понятий “подданный” и “гражданин”. И то, и другое с долгом и служением Отечеству.
Тот же Н. Карамзин не противопоставлял служение государству и государю. Он был убежден в том, что в России верховная власть может быть только монархической, а характер правления – отеческим и патриархальным.
В его представлении, не за деньги, не за чины и награды должен служить россиянин, а за честь и любовь к Отечеству.
Считаю, что гражданами России можно назвать М. Сперанского, П. Киселева, всех, стремящихся к процветанию и величию страны и росту благосостояния ее жителей. Но вряд ли гражданами России могут считаться те, кто призывал к разрушению страны в угоду химерам и утопиям, кто способствовал ослаблению ее. Этот вывод могут оспорить многие педагоги. Но это моя гражданская позиция.
Ключевым понятием современной общественно-политической жизни является – “гражданская культура”. В политической литературе под этим понимается деятельность индивидов в качестве самостоятельных субъектов власти использующих государственные и общественные институты для защиты своих гражданских прав и свобод. В работах западных авторов гражданская культура нередко отождествляется с культурой демократии. Однако реальное историческое содержание этого понятия шире англо-американской модели демократии. Например, сюда может быть отнесена абсолютная, неограниченная власть большинства над меньшинством (“тоталитарная демократия” в Древней Греции некоторые черты той формы социалистической демократии, которая существовала в СССР и других странах командного социализма).
Переход России к современной гражданской культуре происходит путем заимствования зарубежного опыта, главным образом американского и вытеснением или разрушением старых культурных образов политической жизни. Но еще сохраняется советское наследие, сохранившее многие традиционные черты российской культуры и русского национального характера (например коллективизм), что позволяет ему играть активную роль в противостоянии западной культуры.
Гражданина пытались воспитывать и в прошлые годы. В первые годы советской власти это само понятие не пользовалось популярностью. В тотально политизированной атмосфере СССР жители именовались: рабочий, служащий, кулак, середняк, социально чуждый… Объединяющее все слои общества понятие “гражданин” было явно несвоевременным. Стихи В. Маяковского: “Читайте, завидуйте: я – гражданин Советского Союза” (“Стихи о советском паспорте”), как известно, в то время “положили на полку”, о чем совсем недавно сокрушался Е. Евтушенко.
Судьба самого понятия “гражданин” в советский период истории нашей страны оказалась достаточно парадоксальной (пишет об этом кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института развития личности Российской академии образования Анатолий Федорович Никитин). Им пользовались в самых разных, порой прямо противоположных ситуациях. Для Маяковского “гражданин” – предмет гордости перед всем миром. Авторы знаменитого в 30-х годах фильма “Великий гражданин” (о С. Кирове) также употребляли этот термин в торжественном, главным образом политическом смысле. А от арестованных и заключенных требовали, чтобы те обращались к милицейским чинам только “гражданин начальник”.
Изначально представление о гражданине в европейском смысле этого слова возникло в Древней Греции и античном Риме. Слово “общество” (civitas) было образовано от слова “гражданин” (civis). Общество рассматривалось как совокупность граждан.
Оба эти понятия для римлян были связаны с городом и государством: “citer” – означало “в городе”, а не в деревне. Именно город как бы олицетворял государство и соответственно гражданское общество. Уже в Древнем Риме понятие “гражданин”, тесно увязывалось с правами (привилегиями) и обязанностями, т.е. что составляет правовой статус человека в государстве. В последующем, под влиянием идей Возрождения, понятие “гражданин” трансформируется, его правовая основа частично заменяется социально-нравственной.
Гражданином охотнее называют не столько подданного, сколько того, кто проявляет общественную активность, целостность.
Для западной цивилизации характерна индустриалистическая трактовка взаимоотношений личности и государства. При этом на первое место выходит личность – “Я”. Государство же должно служить ей, охранять ее и т.д.
Для нас, жителей России, всегда было характерно понимание гражданина как человека, обладающего долгом перед страной, коллективом. В этом заключались существенные отличия западной и российской цивилизаций.
Галина ДОВГАЛЬ,
преподаватель правовых дисциплин

Кемерово

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте