Меня воспитывала не улица. Все свое свободное от школы время я одержимо проводил в переулке Стопани, точнее в Доме пионеров, который там находился. Занимался сразу в двух кружках – в художественном у Анны Гавриловны Бовшек и в театральном у Евгении Васильевны Галкиной.
Мне там было жуть как интересно. Вы даже не представляете, как там было здорово. У меня все детство прошло в стенах этого дома. И оно было замечательным и азартным. И интересным. Я шел в свои кружки мимо аудитории, где сам Владимир Сергеевич Локтев занимался со своим хором, который он собирал по крупицам, обходя окрестные дворы. Разве это могло не действовать? Да просто в этом доме царил дух доброты и приверженности. Мы же все до самозабвения любили своих педагогов. У нас с ними было общее дело. Мы не чувствовали себя подневольными, как в школе. И они, и мы хотели одного и того же – чтобы у нас получилось как можно лучше. Они не считали, что детство – это переходный период к настоящей, то есть взрослой жизни. Они понимали, что детство – это тоже самая настоящая жизнь. Они в каждом из нас уважали личность, вот в чем дело.Помню, как приходил к нам муж Евгении Васильевны, он был актер и ставил у нас спектакль «Сливовые косточки». Так он поручил мне роль, вполне соответствующую моему темпераменту. Он предоставил мне возможность носиться по сцене: я в упоении летал со стула на стол, со стола на шкаф, а потом кубарем вниз. Зал просто взрывался аплодисментами, так зрителям нравилась моя чехарда. Я воспитывался этими людьми, этой атмосферой, этим воздухом. И образовывался, пожалуй, также. Просто надо было прочесть пьесу, которой не было в школьной программе. Надо было ее переосмысливать. Надо было понять мотивацию поступка героя. Надо было думать. Не учить заданный урок, а думать над тем, что тебе интересно. И это было замечательно. Это был изумительный, не обнаруживаемый мною процесс моего воспитания и образования.Анна Гавриловна, например, постоянно приглашала каких-то незаурядных людей. Я помню, с каким благоговением я отнесся к тому, что мне пожал руку человек, который встречался со Львом Толстым, а разговор со Львом Кассилем чего стоил…Но при этом нас всех вовсе не готовили в актеры. Нам просто дали вот такую чудесную среду общения. И все-таки многие из нас получили здесь профессиональную ориентацию. Я не был исключением. В хоре Локтева, помню, пела Тамара Синявская, а со мной в кружках занимались ныне известные актеры и режиссеры: Гарри Леонтьев, Леонид Нечаев, Володя Штейн, Виктор Татарский, Вячеслав Спесивцев, Валера Рыжаков, Светлана Харлап, Наталья Гундарева.То, что мы получили в Доме пионеров, для нас оказалось самым главным. Во всяком случае, самым важным и нужным.Сергей НИКОНЕНКО, народный артист РСФСР, кинорежиссер, сценарист, член Союза кинематографистов, выпускник Театра юных москвичей
Комментарии