search
main
0

Воспоминания былого школьника

Теперь я первоклассник. Хожу в школу. Делаю уроки. Играю в салки с одноклассниками. Правда, наша учительница ругается на нас за это. Я не понимаю… Что здесь плохого? Ну пролетел мой рюкзак мимо учительского стола. Подумаешь, вазу разбил… Все равно цветы там бывают только по праздникам, так что невелика потеря! Чего ругаться-то? Эх…

А вообще наша Марья Ивановна хорошая. Она всегда рассказывает нам на уроках интересные истории. Порой мы слушаем ее с открытыми ртами или хохочем до упаду. Помню, как она рассказывала нам, что дождь – это вода, которая испаряется из рек, озер, морей и даже океанов. Кстати, на Земле (так называется наша планета) всего пять океанов. Вы знали об этом? Вот мы, первоклас­сники, знаем.

Теперь я пятиклассник. Я уже взрослый и учусь на втором этаже! А эти мелкие с первого этажа даже не знают, как решать простые уравнения. Это же элементарно. Наш новый учитель математики уже объяснил нам, как это делается. Тут, наверху, все совсем по-другому. У нас не одна учительница, как это было раньше, а прямо целая куча. Я серьезно: на каждый предмет есть свой учитель. Вот учитель математики и учительница музыки мне нравятся. Всегда шутят на уроках, оттого и материал легче усваивать. Как говорит наша учительница музыки, делу время, потехе час, но преврати дело в потеху, и время пройдет незаметно. Правда, есть и такие учителя, что отбивают всю охоту учиться… Вот, например, наша англичанка постоянно повторяет одни и те же фразы: «Не паясничай!», «Дома умничать будешь!» и т. д. И как тут полюбить иностранный язык, когда на уроке даже поразмышлять нельзя? В общем, у нас тут весело и в прямом смысле, и в переносном…

Ого, вот я уже и выпускник. Как незаметно пролетели школьные годы. Казалось, только вчера я дарил букет пушистых ромашек своей первой учительнице, а теперь дарю букет фиалок своему классному руководителю, который, можно сказать, выпускает нас в свет. Интересный он все-таки человек. Вроде математик, а имеет пристрастие к садоводству. С ним можно поговорить о жизни, о житейских ценностях, о мире. Я буду по нему скучать. Придется навещать место нашего «производства». Как говорит Сергей Васильевич, у него в школе есть серьезная миссия – руководить конвейером по выпуску мыслящей и творческой молодежи. Многому он нас научил, многие его уроки мы будем помнить еще очень долго.

Так каким же ученик видит своего учителя? Похоже, ответов великое множество. Порой они даже противоречивые. Может, тогда стоит задать встречный вопрос: как сам учитель смотрит на своих учеников? Мне кажется, что эти два вопроса взаимосвязаны. Ведь любые отношения основываются на воспитании и общей картине мира обоих участников этих отношений. От того, какие цели преследует учитель в своей педагогической деятельности, напрямую зависит отношение ученика.

Например, когда педагог стремится не только обучить ребенка определенным навыкам, но и расширить его кругозор, развить здоровое любопытство, объяснить моральные ценности, тогда он становится наставником для своего ученика и, возможно, примером для подражания. У ребенка появляются стимул к развитию и, как следствие, уважение к учителю, так как именно он – учитель – является прямым источником знаний.

Если сравнить взаимоотношения учителя и ученика в прежние времена и в современности, то можно увидеть некоторые различия. Раньше учитель был авторитетом, примером, человеком со строгим, но справедливым нравом. А сейчас учитель является сообщником в поиске истины, если можно так выразиться.

И смотрите, как интересно выходит: преследуемая цель в обоих случаях одинаковая – передать свой опыт, навыки и умения. Разница заключается лишь в способе передачи. И нельзя сказать, какой из этих способов лучше. Как говорится, каждому замку нужен свой ключ.

Если раньше ученик ожидал от учителя постановки конкретных задач, наставлений и нравоучений, то сейчас каждый ученик сначала ожидает от учителя оригинального подхода. Если раньше первостепенной задачей было получение знаний, то сейчас на первый план выходит ценность этих знаний. Учитель сначала должен объяснить необходимость и ценность получаемой информации. Заинтересовать аудиторию, скажем так.

Развитие медийных технологий приглушило восприимчивость детей к усвоению нового материала. Оттого у учителей появилась новая задача – повысить свой навык в способности привлечь внимание детей к изучению конкретного вопроса. Что тут скажешь? Мир меняется, и методика преподавания меняется вместе с ним.

Но как бы там ни было, вопрос об элементарной человеческой этике и морали остается прежним. Потому и взгляд на учителя с позиции ученика меняется лишь косвенно. А суть всегда остается той же. Как верно однажды заметил А.П.Чехов: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело». Согласитесь, в таком случае ученики будут смотреть на учителя горящими глазами в любой период времени.

Анастасия ЧИКАЧЕВА, учитель Шахтерской средней школы пос. Садового, призер конкурса «Педагогический старт»-2021
в номинации «Секрет педагога»

P.S. Анастасия Чикачева любит картины белорусского художника Влади­слава Леоновича.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте