О Жанне Минаевне Гаспарян я узнала впервые как о заведующей Черемушкинским районным отделом народного образования. О ней говорили как о серьезном управленце, прошедшем нелегкий учительский путь: начинала в 1957 году учителем русского языка и литературы в ереванской школе №27, в 1959 году уже была учителем 182-й московской школы, а затем последовательно инспектором школ и заместителем заведующего Черемушкинского роно. Возглавляла это роно Жанна Минаевна с 1974 года до трудного 1991 года. Семнадцать лет – целая жизнь, сколько сделано, сколько пережито.
Когда в августе 1991 года было реализовано решение о создании 10 московских административных округов, естественно, должны были появиться и предусмотренные в новой структуре исполнительной власти десять окружных управлений образования. Каждое управление должно было возникнуть путем объединения бывших роно. Не буду скрывать, видела, как некоторые заведующие роно боролись за пост начальника с энергией, достойной иного применения. Жанна Гаспарян не боролась. В интервью, данном мне, она потом скажет: «Я решила так: достойна – назначат, не достойна – буду искать другую работу». Ей, конечно, было очень обидно слышать разные слова в свой адрес, особенно от тех, кому много в свое время помогала, кого поддерживала. Ее назначили начальником Юго-Западного окружного управления образования, и всеми педагогами это было воспринято как справедливое решение.
После того как все десять окружных управлений образования были созданы, нужно было рассказать Москве о них и их новых руководителях. Именно тогда Любови Петровне Кезиной и журналистам «Учительской газеты» пришла идея опубликовать их интервью. На долю главного редактора Петра Положевца досталось интервью с начальником Центрального окружного управления Евгением Потаповым – в те времена Петр Григорьевич больше всего интересовался частными школами, а в ЦАО именно этих учреждений было больше всего в Москве. Мне выпала честь за три дня взять интервью у Любови Петровны и девяти начальников окружных управлений образования, в том числе у Жанны Минаевны.
Гаспарян мало тогда говорила об обидах, много – о деле, планах, перспективах, о том, что в школу должны прийти молодые (в то время проблема дефицита учительских кадров в столице была остра – нехватка зашкаливала за 5000), с удовольствием рассказала об Андрее Баскакове – молодом учителе, которого считала талантливым и поддерживала, как могла.
Газета должна была выйти к 1 сентября, время на подготовку материалов еще было. Но случилось непоправимое: в конце августа в бывшем Доме политического просвещения на Трубной был запланирован городской педагогический совет, он состоялся. Его участников встречала сама Кезина. Выражение лица у нее было далеко не праздничное – она сообщила, что накануне скончалась Жанна Минаевна Гаспарян.
Выпустить номер без интервью Жанны Минаевны было невозможно. Впервые в жизни я расшифровывала пленку с записью разговора со слезами, поскольку было понятно – больше мы никогда не встретимся и не поговорим. Из разговора было ясно, что Москва потеряла незаурядного управленца, который много мог бы сделать для системы образования.
О тех, кто уходит, должным образом помнят не всегда. Потрясением для меня стало через год, в первую годовщину смерти Жанны Гаспарян, посещение ее могилы на кладбище – там все оставалось так, как сразу после похорон. Помню, как Любовь Петровна засучила рукава и стала выбрасывать старые, давно завядшие цветы и венки, как мы сажали живые цветы и укладывали привезенные букеты, говорили о том, какой памятник нужно тут поставить.
К чести Юго-Западного округа могу сказать, что Жанна Минаевна Гаспарян сегодня не забыта. Память о ней жива, в школе №1110 есть музей Жанны Гаспарян. По предложению бывшего начальника Юго-Западного окружного управления образования, а ныне первого заместителя руководителя Департамента образования Михаила Тихонова несколько лет назад была учреждена медаль Жанны Минаевны Гаспарян, которую ежегодно в канун Дня учителя вручают лучшим педагогам и управленцам Юго-Западного округа.
Комментарии