Современное общество требует от человека огромной мобильности и самостоятельности в принятии решений. Но развивает ли наша школа эти качества у подрастающего поколения и насколько позволяют решать эту задачу правительственные нововведения в системе образования? На эти вопросы пытались ответить участники встречи Совета директоров школ, прошедшей в конце декабря в Москве.
Одним из основных вопросов, обсуждавшихся в ходе встречи, стала воспитательная роль школы в современном обществе и, в частности, те качества, которые должна воспитывать школа в ребенке. Очевидно, что главное качество, необходимое от современного человека, – это самостоятельность, умение принимать решения, выбирая действительно ценные сведения из огромных потоков разнонаправленной информации. В целом участники встречи пришли к выводу, что этой задачи современная школа в целом, увы, не решает. И главной причиной становятся во многом устаревшие образовательные технологии, не дающие ученику возможности проявлять свою активность даже на речевом уровне.
– Не так давно мы в Москве проводили исследование речевой активности ребенка, – рассказывает зам. директора Института инновационных стратегий развития общего образования Лада Алексеева. – Результат меня поразил. Оказывается, что речевая активность наших детей на уроках составляет всего 6 минут в день, и это свидетельство отсутствия деятельностного содержания образования. Пассивная позиция достаточно тяжела даже для взрослого человека. Если же речь идет о ребенке, то здесь можно говорить о прямом уроне для его здоровья.
Однако новые образовательные технологии не могут быть едиными и универсальными для всех образовательных учреждений, для всех педагогов и детей. Для существенного изменения сложившегося положения учителям необходимо самим выбирать из имеющихся методик те, которые в наибольшей степени подходят в их ситуации.
– Традиционная система знаний, к которой мы привыкли, сегодня не работает, – считает заведующий сектором Института философии Российской академии наук Вадим Розин. – Мы живем в сложной ситуации: многообразие культур, многообразие педагогических практик. Это делает положение педагога особенно сложным. Глобальные педагогические проекты сегодня уже невозможны. Мы должны говорить о локальных педагогических опытах на местах. Ведь мы долго исходили из того, что должны быть общие стандарты, единые программы. Сегодня более перспективен локальный контролируемый эксперимент. Пока же мы наблюдаем скорее противоположную тенденцию – стремление к унификации и чрезмерному контролю. Правительство перестает доверять учителю и школе, лишая его даже права самостоятельно оценивать знания выпускника.
– Почему при выпуске физика-ядерщика мы доверяем принять экзамен его преподавателю, преподавателю другой кафедры и председателю комиссии из другого вуза, – недоумевает заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Олег Смолин, – а проверяя ученика школы, доверяем не учителю, а какому-то тесту, качество которого вызывает сомнения?
Своими опасениями по поводу растущего контроля за всеми видами работы учителя, сковывающими его инициативу, поделилась с собравшимися первый заместитель председателя Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Марина Иванова: «Учитель в нашей стране по-прежнему продолжает оставаться не столько субъектом учебного процесса, сколько объектом контроля для различных органов, организаций. Этот контроль охватывает все виды деятельности учителя: урок, мероприятие, классный час, родительское собрание. Сейчас возникает еще одна форма контроля, которая требует вмешательства со стороны педагогических организаций, – новый порядок аттестации педагогических и руководящих кадров. Очень страшно, что аттестация теряет добровольный характер, становится обязательной, теряет стимулирующую роль. А для директора она вообще превращается в настоящую контрольную: вводится понятие «соответствие должности» и оставляется только одна базовая квалификационная категория».
По мнению Марины Ивановой, аттестация должна сохранять характер инструмента профессионального роста работника, а не превращаться в новую обременительную для педагога формальность, отвлекающую от непосредственной работы. Другим начинанием, которое может стать весьма плодотворным, но может и сильно навредить образованию, Марина Алексеевна Иванова считает создание органов общественно-государственного управления, работа над которыми ведется в регионах России: «Наша задача состоит в том, чтобы по итогам этой работы мы получили не новые контролирующие структуры, а действительно общественные органы, призванные дать новый импульс школе».
Каждый из участников собрания увез в свои учреждения огромное количество разработок и методик коллег. Кроме того, что сами директора делились друг с другом материалами на электронных носителях, в фойе возле зала. Методические основы для переориентации воспитательной работы учителей давно есть, разрабатываются новые, но важны и организационные условия для такой переориентации, а за их создание педагогической общественности еще предстоит бороться.
Сергей КОЗЛОВСКИЙ, главный специалист МГО профсоюза
Комментарии