search
main
0

Воспитываем личность. Высший полет интеллекта

Главнейшей задачей, стоящей перед профессиональной школой, является обучение профессиональной грамотности на фоне личностного развития молодых людей, их творческого отношения к своей деятельности. Сегодня необходимо предоставление человеку такого фундамента образования, который позволит впоследствии, в связи с непредвиденно изменяющимися обстоятельствами, социумом, быстро и мобильно избрать стратегию жизненной карьеры, самостоятельно и осознанно определять актуальные приоритеты, то есть умело адаптироваться в жизни.

Но сегодня этого мало. Необходимо овладение еще ролевой подвижностью (смежными или близкими профессиональными моделями). А здесь уже требуются творчество, саморазвитие, нарастание интеллекта. В то же время идет гражданское, нравственное самоопределение своего «Я». Творческая работа позволяет ученику, студенту вырабатывать собственное мнение в оценке явлений и событий, умение анализировать и сравнивать (а это высший полет интеллекта, ума), определять приоритеты в деятельности, мышлении.

Поэтому наряду с воспитанием, обучением появилась третья категория, так называемая педагогическая поддержка (помощь в саморазвитии): это положительное отношение и интерес к избранной для изучения профессии через опыт творческой деятельности; психологический комфорт, чувство защищенности, устойчивости и уверенности в учебе и на практике; оптимизм, трудоспособность, мобильность, коммуникабельность, конкурентоспособность.

Педагогическая поддержка индивидуально направлена на конкретного студента, но предполагает процесс совместного с ним преодоления препятствия, мешающих ему самостоятельно достичь результатов. Именно педагогическая поддержка – суть гуманизации образовательного процесса, так как позволяет не нарушить личность, а наоборот, способствует развитию творческой личности.

Творческая работа студента начинается с подготовки домашнего задания. Оно должно быть конкретным и дифференцированным. Чтобы отношение учащихся, студентов к выполнению домашнего задания было активным, необходимо включать элементы творчества и исследовательской деятельности.

Студенту важно знать: как следует выполнять задание, какими приемами пользоваться, какова методика самостоятельной работы.

Нужно время от времени давать возможность отчитываться о методах выполнения работы, какие трудности им пришлось преодолеть. Такой обмен опытом является важным средством постепенного формирования умений и навыков творческого самообразования. Так, на уроках права в качестве домашнего задания даются творческие рисунки на заданную тему, мини-сочинения: «Я и моя семья», «Мои претензии к Президенту…», «Является ли Россия правовым государством», решение творческих задач по основным отраслям права и подбор материала из периодической печати и т.д.

Чтобы выполнять такие задания – необходимо овладеть исследовательскими умениями – анализировать, наблюдать, синтезировать, что способствует развитию рефлексивных способностей студентов, позволяет формировать творческое начало.

Сегодня современная педагогика говорит о креативном мышлении. Оно обеспечивается за счет решения следующих задач: предоставить каждому молодому человеку возможность самоутвердиться, раскрыть свои индивидуальные качества и способности; создать необходимые предпосылки для удовлетворения потребностей обучаемого в активности; ориентировать обучение не на сегодняшний день, а на завтрашний.

Для успешной реализации поставленных задач важное значение имеет правильная организация творческой деятельности учащегося с учетом особенностей протекания ее стадий.

Сегодня в современной педагогике имеются различные подходы в определении стадий творческой деятельности. Результаты проведенного исследования показали, что этапы реализации творческих идей в зависимости от важности и сложности процессов мышления могут быть продуктивными и репродуктивными.

На основе изучения этих процессов определены четыре стадии формирования творческих идей. В первой – процесс мышления имеет продуктивный характер, то есть происходит анализ проблемы. Продолжительность ее зависит от уровня знаний и опыта студента. Во второй – исследование проблемы имеет репродуктивный характер. Результат формируется на основе анализа решений, существующих в природе или в деятельности человека. Продолжительность стадии зависит от базового знания, опыта, мировоззрения студента. В третьей – предлагается концепция открытия. Она является самой ответственной, так как проблема и найденное решение связываются между собой. В четвертой – проводятся экспериментальные исследования предлагаемого решения и доказывается его эффективность.

Стадийный подход способствует, таким образом, целенаправленному и действенному формированию изобретательского творчества.

Как известно, одним из основных признаков изобретения, творчества является новизна. А для этого требуется неординарный уровень знаний. Когда работаешь с творческой группой, подбираешь учащихся, то обращаешь внимание на следующие качества: зоркость в поисках проблем; высокий уровень творческого мышления; умелое использование творческих знаний и умений; полнота выражения идей; умение выражать свои мысли, согласно норм литературной речи; способность памяти своевременно давать информацию; умение анализировать; легкость генерирования идей; беглость речи; способность к доработке; гибкость мышления; коммуникабельность и т.д.

Значительную роль в творческой работе ученика или студента, на мой взгляд, играют занятия, где используются различные модификации деловых игр, имитационные и ролевые игры. Цель имитационных игр – предоставить возможность учащимся в творческой обстановке закрепить те или иные навыки. Например, игра «Суд идет». В ней подростки играют роль подсудимого, судьи, прокурора, адвоката и т.д. При этом показывается техника работы судебного заседания.

Модель деловой игры включает сценарий, правила, цели, роли и функции игроков. Обучающиеся получают исходные данные по ситуации, берут на себя исполнение определенных ролей. Это происходит в присутствии других членов учебной группы, которые потом оценивают действия участников ситуации, кто более творчески сыграл свою роль. Деловая игра позволяет каждому проявить творческую инициативу. Раскрепощает его интеллектуально и эмоционально.

Творческая работа студента во время игры способствует формированию у подростков уважения к другому мнению, сдержанности, логического мышления, речевого этикета, умения взаимодействовать с партнерами, толерантности… Сегодня проблема толерантности особенно актуальна как для учащихся, так и для нас, преподавателей. Коммуникативность, умение правильно организовать свое общение является важным качеством современного человека, так как мы живем в условиях тревожной среды, низкой эмоциональной устойчивости, постоянных стрессов…

В ходе небольших исследований в моей группе было установлено: 14% студентов испытывают трудности в общении; 10% не умеют сглаживать неприятные чувства с партнерами; 45% используют себя в качестве эталона при оценке других.

Своеобразной формой творческого отношения подростка является сбор материалов из периодической печати на заданную тему, а затем выступление с данной информацией перед группой или работа в лекторской группе правового клуба «Фемида», который действует в колледже третий год. Это самостоятельная исследовательская работа, что позволяет вызвать интерес у ребят, научить их учиться. Во время поиска нужной информации студент проявляет творчество, развивается его общая культура: умение следить за своей речью во время выступления, внешностью, контролировать невербальное поведение, что немаловажно для будущего специалиста.

Важное значение для формирования творческого студента имеет опережающее обучение. Повышает эффективность усвоения нового лекционного материала психологическая готовность аудитории, настрой на конкретную тему.

Достичь такой готовности можно путем объявления тематики предстоящей лекции. Творческие молодые люди знакомятся с материалом учебника, нормативными материалами, что позволяет преподавателю легко найти контакт с ними, углубляя их знания. Материал лекции воспринимается и запоминается намного легче.

Путь к творчеству у подростка лежит через глубокое и интересное содержание уроков преподавателя, его мастерство. Урок-конкурс, урок-аукцион, интегрированные уроки, уроки самообучения, лекции-дискуссии позволяют ученику, студенту включиться в творческий мыслительный процесс, способствуют формированию у них сознательного восприятия учебного материала. При этом совершенствуются навыки принятия коллективных решений, развивается творческое профессиональное мышление.

Большое внимание на уроках права уделяется использованию различных видов проблемного обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа, частично-поисковый метод. В первом случае создается проблемная ситуация. Вы идете по улице, к вам подходит работник милиции и приглашает пройти в отделение милиции. Ваши действия… Вы купили некачественный товар. Как вы поступите в данной ситуации, согласно Закону о защите прав потребителей…

Эвристическая беседа позволяет поставить проблемную задачу и ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи. При частично-поисковом методе учащиеся решают поставленную перед ними проблемную задачу (например, поиск материала из периодической печати на заданную тему) самостоятельно, преподавателем оказывается помощь в виде плана действий и подсказок в затруднительных ситуациях. Участвуя в научно-исследовательской работе, они нередко добиваются высоких результатов. Так, Вера Власова участвовала в студенческой научно-практической конференции «Интеграция науки, производства и образования: состояние, перспективы» и стала дипломантом конкурса по теме: «Подростковая преступность; профилактика и пути ее решения». Ею проведена огромная творческая, с элементами исследования, работа. Составление плана работы – важный этап в самостоятельной исследовательской деятельности студента. Разумеется, главное – это само исследование и его результаты. Вера Власова охарактеризовала причины, лежащие в основе подростковой преступности. Собрала и сделала сравнительный анализ преступлений в 2000-2005 годы.

Привязка к интеллектуальному труду, к принятию логических конкретных решений, их аналитической проработке становится повседневной реальностью, оказывается как фактором достижения эффективности любой деятельности, так и фактором воспитания будущего специалиста. Задача преподавателя – побуждать и укреплять познавательные и творческие интересы учащихся, студентов, сделать содержание предмета богатым, глубоким, привлекательным, а формы творческой познавательной деятельности – разнообразными, творческими и продуктивными. Во многом это зависит от увлеченности самого преподавателя. Не случайно поэтому Гербарт в свое время говорил: «Смертный грех учителя – быть скучным».

Галина ДОВГАЛЬ, преподаватель колледжа, Кемерово

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте