search
main
0

Воспитательный потенциал урока

​Любимый мною Людвик Ашкенази написал: «Человек родился и сразу – в крик. Никто его не понимает, но все ему рады. – А вот и я! – кричит человек. – Я жить пришел! Я случайно не ошибся адресом? Родился у добрых людей в удачном веке?»

Человек пришел жить на нашу прекрасную планету Земля. А что его ждет? Глобальное потепление, экологический кризис, угроза третьей мировой войны, столкновение Земли с кометой, взрыв ближайшей звезды «под именем Солнце», человеческое равнодушие, агрессия?Маленькому человечку придется столкнуться со всеми этими проблемами, искать пути их решения – так должно быть, чтобы жизнь на Земле не прекратилась, а стала еще лучше. Для начала он должен получить достойное образование, развить в себе все лучшие человеческие качества, стать гармонично развитой личностью, личностью, которую волнует будущее Человечества.Мы начали учебный год во времена введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Сегодня каждый преподаватель должен понять, почему же возник вопрос о смене концепции образования? Вспомним слова древнегреческого философа Гераклита: «Все течет, все меняется», которые сказаны им по поводу постоянных и неизбежных перемен в жизни человека и общества. Изменился мир, изменились институт семьи, роль женщины в государстве, увеличилось число детей, выросших без духовного общения с матерью, круглосуточно занятой на работе. СМИ без цензуры! Поголовная информатизация общества, огромная скорость обработки информации! Государство, как никогда ранее, заинтересовано в появлении специалистов, которые будут развивать Россию!Более шести часов своей жизни каждый день обучающиеся колледжа проводят на уроках. Перед каждым уроком учитель ставит конкретные цели: образовательные, по развитию, воспитательные. Моим преподавателем по педагогике в годы студенчества на физическом факультете МГПИ имени В.И.Ленина (ныне МПГУ) была известный доктор педагогических наук Надежда Щуркова. Очень рекомендую каждому учителю читать и анализировать все книги Надежды Егоровны. Листая конспекты лекций, нахожу: «Урок – не забудь про жизнь, займись физикой! Урок – это и есть жизнь ученика!»Вот уже четверть века я, как преподаватель физики, убеждаюсь в том, что огромная роль в воспитании и формировании человека принадлежит ФИЗИКЕ – науке об окружающем мире. Чтобы найти пути решения проблем, нужно хорошо представлять, как устроен наш мир, знать основные фундаментальные физические законы, уметь их анализировать, интерпретировать, применять, уметь прогнозировать развитие ситуации и находить пути решения. На каждом уроке я стараюсь помочь своим ученикам за каждым конкретным фактом увидеть общее явление жизни. Личностный смысл знания можно продемонстрировать на примере формулы для равномерного прямолинейного движения: S = Vt. Итак, все течет, все изменяется. Движение у каждого разное! Время необратимо, значит, жизненный путь определяется скоростью движения, с которой человек проделывает этот путь! Вспоминаем 37-летнюю жизнь А.С.Пушкина, например.Философическая формула свободного урока – восхождение от конкретных фактов к явлениям, от явлений – к жизненным закономерностям.Урок – это изменение ребенка. Воспитание ребенка – это введение его в контекст высокой культуры. Если мы держим урок на уровне высокой культуры (мыслительной, информационной, культуры одежды, культуры поведения, культуры общения, культуры технических средств), то идет прогрессивное развитие ребенка. Проблема в том, что не каждый преподаватель знает всю культуру и владеет методикой, обеспечивающей освоение и присвоение достижений культуры учащимися. Иногда урок – это не развитие, а деградация личности! Именно личности к нам приходят на уроки, тонко чувствующие, разумные и желающие быть успешными. К сожалению, не все преподаватели видят в своих учениках ЛИЧНОСТЬ! Личность, которая живет и общение с которой надо строить на уровне высокой культуры. Воспитательный потенциал урока скрывается в отношении к истине, к себе как ученику, к погоде, вещам, девочкам, мальчикам!Как же выглядит сегодня урок с точки зрения воспитательных требований к нему?Каждый преподаватель должен понять, что УРОК – это часть проживаемой учеником счастливой жизни! Необходимые условия для превращения урока в счастливые минуты жизни ученика – материальные и духовные. Духовное поле урока – «нежная педагогика». Это триумф личности, психологический климат урока, позитивные требования, легкая методика приобщения к высокой культуре, доступность изложения материала. Преподаватель организует групповую деятельность своих учеников, объект изучения которой – жизнь. Также важна реакция учителя на инциденты на уроках. Надо помнить, что в начале учебного года 100% наших учеников хотят быть успешными. Нам, выбравшим профессию учителя и классного руководителя, отводится роль помощника, который, находясь рядом, должен знакомить с опытом, накопленным человечеством, учить использовать этот опыт.Современному обществу нужны люди, умеющие быстро принимать качественные своевременные решения, умеющие самостоятельно добывать знания в условиях огромного количества постоянно меняющейся информации, то есть нужны люди, умеющие самостоятельно учиться. Моя задача – научить этому, научить работать и учиться самостоятельно.Перед системой профессионального образования стоит конкретная государственная задача – дать на выпуске максимального гражданина России, профессионала своего дела!Москва – огромный многонациональный город. Поэтому по большому счету каждый день, находясь в пути, в общественном транспорте, мы ощущаем результат воспитания педагогов всей страны. Сами знаете, что результат подчас неудовлетворительный! Почему же так происходит?Перед преподавателями системы профессионального образования стоит даже более ответственная задача, чем перед учителями общеобразовательных школ, ведь нам необходимо корректировать ошибки воспитания, которые допущены именно в школе.Мы все хотим, чтобы наш мир стал лучше, богаче, добрее. Далеко не последняя роль в этом отводится учителю и классному руководителю. Моя задача в каждом моем ученике открыть, развить все лучшие человеческие качества: доброту, неравнодушие, ответственность, уважение к мнению других людей, самоуважение, толерантность…Думаю, что учитель и классный руководитель должны при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к своим ученикам, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить их отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле. А еще нужно просто любить свою работу и своих учеников, как собственных детей. Моя задача как учителя и классного руководителя помочь человеку найти свой путь в жизни.Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут мои ученики, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.И самое главное, каждый преподаватель должен самообразовываться и развиваться, должен почувствовать личную ответственность перед государством за свою деятельность.Наталья МИЛЮКОВА, преподаватель физики строительного колледжа №12

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте