Цель: знакомить детей с правилами этикета, формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Задачи
Образовательные: учить видеть свои недостатки в поведении и исправлять их; учить быть добрым, дорожить дружбой; уважать друг друга.
Развивающие: развивать память, внимание, мышление через игры.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным ценностям и родному языку, воспитывать сострадание ко всему живому.
Оборудование: «волшебный мешочек», весы, таблички со словами, словарь Ожегова, ватман, рисунки, интерактивная доска.
Ход мероприятия
I. Организационный момент. Психологический настрой.
II. Целеполагание.
Учитель: Сейчас мы с вами определим тему нашего занятия. Послушайте стихотворение и постарайтесь ответить, какое слово повторяется несколько раз.
В. Осеева «Волшебное слово».
Будьте добры –
Это я говорю по секрету.
И не ждите за это конфету.
Без игры и во время игры.
Если сумеете,
Будьте почаще добры.
Какое слово повторяется несколько раз? (Будьте добры).
А если человеку не удается быть добрым? Какой это человек? (Злой)
О чем пойдет речь на нашем занятии? (О добре и зле)
III. Определение темы занятия: (слайд) Спешите делать добро.
Учитель: Что бы вы хотели узнать на занятии? (слайд)
Я хочу узнать:
Что такое… добро
Что такое… зло
Легко ли быть… добрым
Учитель: Сегодня мы постараемся узнать, что такое добро и что такое зло.
IV. Работа по теме:
Учитель: Ребята, что такое добро? (ответы детей)
Аудиозапись «В гостях у сказки».
Учитель: Давайте послушаем, как ребята из нашего класса ответили на вопрос «Что такое добро?»
Ребята, а в словаре Ожегова добро значит «ладно, хорошо». Это все хорошее, доброе, красивое. Например: весна, солнце, улыбка, мама, учитель. Что такое зло?
Ответы детей.
Аудиозапись.
В словаре Ожегова зло – это нечто дурное, вредное.
Работа с пословицами.
Учитель: Ребята, есть много пословиц о добре и зле.
– С добрым жить хорошо.
– На свете не без добрых людей.
А сейчас вы сами соберете пословицу и объясните ее. (Слайд)
– Про доброе дело… говори смело.
– Доброе слово лечит… а злое калечит.
Работа с «волшебными» словами.
Учитель: Молодцы, знаете пословицы и объясняете их хорошо.
Ребята, вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова?
Вам нужно по определению назвать волшебные и добрые слова.
Скажите слова, которыми можно выразить благодарность. (Благодарю, спасибо).
Слова, которыми можно поприветствовать. (Здравствуйте, привет).
Слова, которыми можно попросить прощения. (Простите, извините).
Слова – обращения с просьбой. (Будьте добры, пожалуйста).
Молодцы, с этим заданием справились, вы знаете волшебные и добрые слова, и я думаю, что вы употребляете эти слова в своей речи. (Слайд)
Классификация словосочетаний.
Учитель: Ребята, посмотрите на доску. На доске записаны словосочетания. Давайте прочитаем. Нужно разделить словосочетания на две группы (добрые дела, злые дела):
обзываться, помогать друзьям, учить уроки, обижать младших, говорить правду, быть обидчивым, делать ошибки, быть добрым.
Ребята, а какие добрые дела можно сделать в классе, дома, на улице?
Работа с «волшебным мешочком».
Учитель: Вытяните из мешочка задание и подумайте, какое доброе дело вы сделаете?
В классе.
Дома.
На улице.
На природе.
Сейчас я буду называть сказочного героя, если он добрый хлопаем в ладоши, если злой – закрываем лицо руками.
Иван-царевич
Кощей-бессмертный
Золотая рыбка
Дюймовочка
Карабас-Барабас
Красная шапочка
Гуси-лебеди
Баба яга
Золушка
Мальвина
Ребята, а на какого героя вы бы хотели быть похожими? Почему?
Молодцы! Я очень рада, что вы знаете сказки и хотите делать только добрые дела.
Игра с весами.
Учитель: Ребята, чего нам хочется больше всего на земле – добра или зла?
Учитель: Как мы с вами можем победить зло? Может, нам помогут это узнать весы? Давайте поиграем в игру. На одну чашу весов мы будем класть таблички со словами, обозначающими зло, злые чувства. А чтобы победить зло, на вторую чашу – таблички с добрыми словами. (Здравствуйте, зависть, привет, извините, благодарю, предательство, простите, будьте добры, до свидания, пожалуйста, спасибо, жадность, грубость, война, ложь).
А как же можно победить зло? (Совершать добрые дела).
Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в речку, реки в море добра.
В сказках добро побеждает зло. Но жизнь не сказка.
Работа с притчей.
Учитель: Послушайте, пожалуйста, притчу «Старый дед и внучек» и ответьте на вопрос: «Почему заплакали муж с женой? Вам встретится незнакомое слово «лоханка». (Слайд)
Лоханка – небольшое корыто из деревянных дощечек.
«Старый дед и внучек».
Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она будет кормить его из лоханки. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечкой играет, что-то мастерит. Отец спросил: «Что ты делаешь, Миша?» А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика. С тех пор стали сажать его за стол и ухаживать за ним.
– Почему заплакали муж с женой?
– Почему ребенок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое?
– Поняли ли муж с женой свою ошибку?
Учитель: Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.
Совместное составление «картины добра».
Учитель: Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. На чистый лист ватмана каждый из вас наклеит рисунок, чтобы у нас получилась добрая картина.
А как мы назовем нашу картину?
V. Рефлексия.
Учитель: Давайте вспомним, что вы хотели узнать на нашем занятии? (Слайд)
Легко быть добрым?
Что для этого нужно делать?
Ольга Холина, учитель Киселевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Пермского края
В прикрепленных файлах: презентация, аудиофайл.
Комментарии