Воспитательная система ФГКОУ «Уссурийское суворовское военное училище МО РФ» построена в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ФГКОУ «УСВУ МО РФ».
В условиях инновационного образовательного пространства воспитательная система училища опирается на такие нормативные документы, как:
– Национальная доктрина образования в РФ;
– федеральная Программа развития образования;
– Программа развития воспитания в системе образования России;
– Концепция модернизации образования до 2010 года;
– государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ 2011-2015 гг.».
Система воспитательной работы ориентирована на формирование личности выпускника, обладающего социальными и образовательными компетентностями, позволяющими ему жить в изменяющемся мире, быть готовым к профессиональному и ценностному самоопределению, способным ответить на вызовы XXI века. См. Приложение 1.
Воспитание – это не специальные мероприятия, а целенаправленное управление развитием личности обучающихся, осуществляемое в учебной и внеучебной деятельности педагогическим коллективом. При этом воспитание принципиально не локализовано и не сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, а охватывает и пронизывает собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) и т.д.
Воспитательная работа строится на основе единства урочной и внеурочной деятельности через взаимодействие педагогического состава училища и создание психолого-педагогических условий для формирования личности суворовца, ориентированной на устойчивое развитие, самореализацию, самосовершенствование и потребность в здоровом образе жизни (Приложения 3, 5), взаимодействие училища с культурными и общественными организациями, единого социального заказа семьи, воспитанников, общества, где внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности суворовцев, в которой решаются задачи их воспитания и социализации.
Основные цели (Приложение 2) воспитания – становление личности воспитанника, формирование нравственных качеств гражданина и патриота своего Отечества, выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей, создание психологически комфортных условий для социализации в обществе, семье, ориентированных на государственную службу на военном и гражданском поприще.
Для достижения поставленных целей в области воспитания педагогическим коллективом училища решаются задачи (Приложение 2):
– повышение научно-теоретического уровня педагогического коллектива в области воспитания;
– создание благоприятных условий для интеллектуального, духовного, нравственного, физического развития воспитанников;
– сохранение и укрепление здоровья воспитанников, пропаганда здорового образа жизни;
– активное приобщение к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям;
– получение обучающимися начальных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в военных профильных образовательных учреждениях и замещения в них, как правило, должностей младших командиров;
– воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;
– развитие у обучающихся высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости;
– формирование общей культуры личности на основе усвоения содержания общеобразовательных программ.
Воспитательная система училища строится на принципах (Приложение 2):
– гуманность, демократичность, толерантность, обеспечивающие отношение взрослых к обучающимся как к ответственным субъектам собственного развития, устанавливающие равноправное партнерство между всеми участниками образовательной деятельности, включая оказание психолого-педагогической помощи обучающимся в процессе социализации;
– единство образования, воспитания, развития;
– природо- и культуросообразность – базируются на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и народных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям;
– единство урочной и внеурочной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода;
– педагогика сотрудничества – дает возможность развивать отдельные качества личности суворовца, создавать условия для расцвета его природных дарований, вселяет в него уверенность в своих силах и возможностях, предполагает организацию совместной деятельности взрослых и обучающихся;
– социальность как ориентация на социальные установки, необходимые для успешной социализации обучающихся;
– коллективное воспитание, проявляющееся во взаимодействии взрослых и обучающихся в процессе совместного решения задач по формированию у обучающихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации (в коллективе);
– целостность и системность – обеспечивают преемственность воспитания, взаимосвязь всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а так же в проведении конкретных мероприятий;
– психолого-педагогическое сопровождение воспитательной деятельности.
Средства реализации воспитательной системы (Приложение 2):
– система управления:
1) организационную подсистему (начальник училища, заместители начальника училища (по учебной работе, по воспитательной работе, по инновационным образовательным технологиям);
2) педагогическую подсистему (все педагогические работники);
3) социальную подсистему (педагоги-организаторы, воспитатели);
4) психолого-педагогическую подсистему (педагоги-психологи);
– развитие РПС (ротное педагогическое совещание) как органа, регулирующего учебно-воспитательный процесс на курсе;
– педагогические технологии (информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, технология «портфолио», технология коллективно-творческих дел и т.д.);
– развитие социальной и интеллектуальной активности личности обучающегося;
– развитие информационно-коммуникационной и методической культуры педагогических работников, обучающихся;
– создание благоприятной морально-психологической среды;
– развитие системы самоуправления;
– расширение социокультурного пространства;
– развитие материально-технической базы.
Организация образовательного процесса строится на основе учебного плана и годового календарного учебного графика, одним из разделов которых является «Воспитательная работа». Задачи воспитательной работы реализуются через воспитательные программы по приоритетным направлениям, есть годовой план воспитательной работы.
Приоритетные направления воспитательной работы опубликованы в №42 от 21 октября 2014 года.
См. также Приложение 3.
По каждому направлению воспитательной работы разработаны подпрограммы на основе использования современных образовательных технологий, например:
– здоровьесберегающая технология;
– личностно-ориентированное воспитание;
– информационно-коммуникационная;
– «Портфолио»;
– воспитание в сотрудничестве;
– исследовательская деятельность.
Таким образом, в училище применяются следующие формы организации воспитательной деятельности (Приложение 3):
1. Тематические акции:
– «Говоря «НЕТ» вредным привычкам, ты говоришь «ДА» здоровью!»;
– «Милосердие»;
– «Мы за здоровый образ жизни»;
– «Чистота спасет мир»;
– «Подросток и закон»;
– «Георгиевская ленточка».
2. Конкурсы:
– «А ну-ка, парни!»;
– строевой песни;
– талантов «Восходящая звезда»;
– «Больше всего в жизни я ценю…»;
– «Комфорт своими руками»;
– «Самый здоровый класс»;
– «Новогодний марафон»;
– патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»;
– чтецов «На службе Отечеству»;
– смотры стенной печати;
– КВН и др.
А также всероссийские (дистанционные), региональные, муниципальные и Министерства обороны РФ конкурсы, олимпиады, викторины.
По тематическим акциям и конкурсам разработаны положения о проведении.
3. Праздники:
– «День знаний и вручение суворовских погон»;
– День учителя;
-День училища;
– День именинника;
– Новый год;
– День защитника Отечества;
– Большая масленица;
– День Победы;
– Ассамблея победителей «Триумф»;
– Последний звонок;
– День защиты детей;
– Выпускной бал.
4.Экскурсии:
– в рамках дней открытых дверей в воинских частях;
– в воинские части;
– на предприятия и учреждения города, края;
– экскурсии на природу.
5. Посещения:
– военно-мемориальных комплексов;
– военно-исторических музеев города Уссурийска, Приморского края, Уссурийского гарнизона;
– 5-й Краснознаменной общевойсковой армии;
– театров, кинотеатров, других учреждений культуры.
6. Коллективно-творческая деятельность (КТД в роте, во взводе), направленная на развитие творческих способностей и социализации обучающихся в рамках выходных, праздничных дней и в каникулярный период.
7. Классные часы по направлениям воспитательной работы (тематические):
– гражданско-патриотическое, в том числе рамках дней воинской славы России и информирования (18 час /год);
– культурно-нравственное и эстетическое (18 час /год);
– правовое (18 час /год);
– здоровьесберегающее (18 час /год);
– интеллектуальное развитие (9 час/год);
– Экологическое и трудовое воспитание (9 час/год);
– индивидуально-личностное (9 час/год);
– воспитание толерантности (9 час/год).
Примерный график классных часов на месяц
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Подведение итогов в роте
Культурно-нравственное
Здоровьесбе-
Правовое воспитание
Подведение итогов во взводах
Гражданско-патриотическое воспитание и День воинской славы
Интеллек-
Экологическое воспитание
Здоровьесбе-регающее
Воспитание толерантности
Индивидуально- личностное
Гражданско-патриотическое воспитание и информирование руководящим составом
Направления воспитательной работы
1. Культурно-нравственное развитие -1-й, 3-й вторник
18 часов в год
Культурно-нравственное и эстетическое направление
2. «Толерантность – растим гражданина 21 века» – 4-й вторник
9 часов в год
Направление толерантности
3. Экологическое воспитание – 2-й четверг
Трудовое и экологическое направление
4. Гражданско-патриотическое воспитание «Мы дети твои, Россия» – 2-й вторник, 4-й четверг
5. Правовое воспитание – 1-й, 3-й четверг
Правовое направление
6. Здоровый образ жизни
Здоровьесберегающее направление
7. «Шаг в будущее» – 2-я среда
Интеллектуальное развитие
8. «Я – лидер» – 4-я среда
Индивидуально-личностное развитие
Один из элементов воспитательной системы – дополнительное образование, способствующее развитию мотивации обучающихся к творчеству, содействие личностному и профессиональному определению, приобщение к здоровому образу жизни.
Реализуется через направления:
– оборонно-спортивное (бокс, рукопашный бой, самбо);
– военная подготовка («Юный десантник», «Русское стрелковое оружие»);
– туристско-краеведческое (археологический клуб «Резерв», «История военного образования Приморского края», «Солдаты победы – история подвига»);
– лингвистическое (кружки по английскому и китайскому языкам);
– художественно-эстетическое (оркестровая студия, хореография, вокал, ИЗО студия «Палитра», «Юный корреспондент»);
– естественно-научное (кружок по техническому моделированию «Автомобилист», научные кружки «Изобретатель», «Математика для увлеченных»).
В прикрепленных файлах – Приложения 1-5.
Елена Воронцова, педагог-организатор, Уссурийского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации, Приморский край, победитель IX Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»
Комментарии