Евгений РОМАНЕНКОВ, директор Центра образования «Школа здоровья» №449, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, член-корреспондент МАНПО: – В нашем Центре образования несколько лет действует детский совет, который занимается волонтерской деятельностью по разным направлениям: экология, социально незащищенные группы населения, ветераны. На счету у активистов множество как собственных инициатив, так и акций, которые проводит детское движение Москвы.
Патронат захоронений Героев Великой Отечественной войны на Преображенском кладбище, благотворительная помощь детям из православного приюта Свято-Казанской обители города Радужный Владимирской области, оперативная благотворительная помощь детям с тяжелыми заболеваниями или попавшим в трудные жизненные обстоятельства, участие в экологической акции «Перезимуем вместе» по спасению птиц в условиях зимы – только малая часть того, чем заняты школьники. Наверное, самой масштабной можно считать акцию «Белый ангел Сербии», инициаторами которой стали ребята из детского совета нашего Центра образования совместно с почетным членом Общества сербско-русской дружбы иконописцем Романом Илюшкиным. Он организовал переписку учеников нашего Центра образования с сербскими сверстниками. Главной целью этой переписки стало налаживание дружеских связей, ведение мастер-классов по русскому языку для детей из Косова, обмен культурным и историческим опытом. Ребята из детского совета нашего Центра образования пригласили принять участие в благотворительной акции сверстников из школ района Соколиная гора: №434, 446, 688, 1301, 1362. Акция «Белый ангел Сербии» состояла из нескольких этапов. В течение месяца в Центре образования была устроена фотовыставка «Сербское Косово», проведено несколько встреч с представителями сербской диаспоры, проживающими в Москве. Знаковое мероприятие состоялось в ЦО 18 января 2013 года – мы отправили подарки сербским школьникам в Косово: 185 килограммов сладких подарков, мягких игрушек, настольных и развивающих игр, книг и писем с добрыми, искренними пожеланиями! На мероприятие была приглашена второй секретарь посольства Сербии в России Ольгица Йованович, которая отметила, что Россия не в первый раз поддерживает Сербию. По поручению посла Сербии в России она выразила огромную благодарность русским школьникам, которые помогают сербским детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Вместе с письмами и подарками ребята отправили сверстникам приглашение на товарищеский матч по футболу, они верят, что в ближайшее время он обязательно состоится.Педагогический коллектив, управляющий совет, родительская общественность нашего Центра образования всегда поддерживают детские инициативы и принимают активное участие в благотворительных акциях.Ребята из детского совета «Школы здоровья» выбрали свой путь – они действуют согласно своим гуманистическим идеалам бескорыстия и служения обществу, помогают решать множество социальных задач, при этом не забывая о собственной самореализации в учебе, творчестве и взаимоотношениях. Они делают добрыми и значимыми все свои 365 дней в году.Ирина РЯБИНИНА, директор прогимназии №1752:- Новый стандарт образования фиксирует триаду результатов начального обучения: предметных, метапредметных и личностных. При этом достижение личностных результатов напрямую связано с социализацией обучающихся.Прогимназия №1752 разработала модель социализации младших школьников, основные принципы которой тесная связь культуры, воспитания и образования; ценностная направленность; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доступность и целесообразность; интеграция воспитательного, социализирующего потенциала на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования.В модели обозначены и подробно описаны четыре школьные среды, в которых происходят процессы социализации и инкультурации ребенка (вхождения в культуру): среда свободного общения, учебная среда, общественная среда, внешкольная среда. Эти среды находятся в активном взаимодействии и взаимном влиянии. Наше образовательное учреждение предложило для трансляции результаты своей работы по решению задач социализации младших школьников в каждой из этих сред. Большой интерес участников и организаторов панорамы вызвали материалы диагностики социального опыта детей; сценарии коллективных творческих дел, праздников, декад; результаты ученических проектов; программа внеурочной деятельности; содержание занятий детского научного общества; школьные периодические издания – альманах «Хочу знать больше!», газета «Дерево вопросов».Лариса ГОЛОВАНОВА, директор школы №1947, заслуженный учитель РФ:- К серьезной системной работе по предупреждению дорожно-транспортного травматизма мы пришли после трагических ситуаций: были две травмы наших юных велосипедистов на дороге и наезд машины на ученика пятого класса прямо около школы с серьезными последствиями. Мы решили сделать все, чтобы оградить своих ребят от дорожно-транспортных происшествий. Первыми нашими шагами было открытие специального класса со стендами по правилам дорожного движения, по оказанию первой помощи, с правилами велосипедистов, приобретение обучающих игр по ПДД, магнитных досок – тренажеров для демонстрации поведения в дорожно-транспортных ситуациях.В системе дополнительного образования были открыты три коллектива: «Мы и дорога», «Дети – дорога – жизнь» и «Помощь в чрезвычайных ситуациях», создан первый отряд юных инспекторов движения (ЮИД). Наш отряд ЮИД постепенно разрастался, сегодня он объединяет ребят разного возраста, от 10 до 17 лет.В 2007 году нам очень повезло – префектура Восточного округа помогла нам построить замечательный автогородок, который сразу же приобрел популярность не только у наших детей, но и у населения района. Совместно с ГИБДД мы ведем большую работу с учащимися школы. Учебный год у нас начинается с урока, который называется «Дорога в школу». Особое занятие мы проводим для первоклассников, они учатся переходить дорогу на регулируемых и нерегулируемых переходах, понимать знаки сотрудника ГИБДД и светофора. Такие занятия в автогородке в течение года проводят и в остальных классах начальной школы. В кабинете ПДД члены отряда ЮИД проводят занятия в игровой форме с младшими классами. Ребятам это интересно и способствует лучшему запоминанию правил дорожной безопасности. Старшие ребята готовят КВН и интеллектуальные турниры по ПДД.Кроме детей мы обучаем и родителей. Я думаю, что все наблюдали картину, когда родитель ведет своего ребенка за руку через дорогу в неположенном месте, отсюда и большое количество ДТП, в которых потерпевшей стороной становятся родители и ребенок. Перед детьми и родителями выступает наша агитбригада ЮИД. В творческой форме ребята рассказывают о правилах поведения на дороге, о том, что должен знать каждый, выходя из дома.Учащиеся нашей школы участвуют во всевозможных акциях. В конце августа в парке Сокольники совместно с сотрудниками отдела пропаганды ГИБДД мы проводим акцию под названием «Мы идем в школу», наши юидовцы проводят беседы с пешеходами, выдают им памятки «Поведение пешехода на дороге».Еще одна акция, в которой участвуют наши дети, – «Письмо водителю». Незадолго до проведения акции вся школа пишет письма водителям, а старшие члены отряда ЮИД совместно с ГИБДД раздают их на улицах округа. Это интересные, хотя немного наивные письма. Вот так, обучая других, наши дети учатся сами.В конце апреля в школе традиционно проходит олимпиада по безопасности. В ней принимает участие вся школа. Олимпиада состоит из нескольких этапов: викторина по теории ПДД, которая проходит в 3 этапа, фигурное вождение велосипеда, для средних и старших детей, вождение велосипеда в автогородке по правилам для велосипедистов, оказание первой медицинской помощи, изготовление плаката по правилам дорожной безопасности, оказание помощи в чрезвычайной ситуации.Системные занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на протяжении нескольких лет приносят свои плоды. В течение последних 5 лет команда ЮИД школы – неизменный призер городского конкурса «Безопасное колесо». Но главным результатом данной деятельности мы считаем то, что за это время у нас не было ни одного случая дорожного травматизма.Владимир ГОЛЬДБЕРГ, директор гимназии №1591, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ:- Вопрос о необходимости и возможности изменений в теории и практике школьного воспитания, безусловно, сегодня волнует педагогическую общественность, которая неравнодушно воспринимает негативные явления в молодежной среде. Необходимо ответить на вопросы: какие изменения нужны и на основе чего они должны происходить, готово ли профессиональное сообщество к этим изменениям?Многие нововведения сегодняшнего этапа модернизации образования (ЕГЭ, НСОТ, ФГОС) таят в себе опасность «вымывания» воспитывающей функции школы. В этих условиях педагогическому сообществу необходимо осознать стратегический потенциал гуманистического воспитания. Гуманистическая воспитательная система школы как феномен педагогической практики – фундамент, на котором может возводиться здание школьного воспитания.Для школ, пытающихся эффективно решать воспитательные проблемы, характерны: акцент на развитие «самости» детей различного возраста; поиск форм адаптации школьников к современной жизни общества в процессе их обучения решению возникающих в социуме проблем; создание и развитие гуманистических воспитательных систем; создание воспитательного пространства при активной (нередко главенствующей) роли в этом процессе педагогических коллективов; опора на культуру как содержание воспитания; интеграция общего и дополнительного образования; использование новых информационных технологий в решении воспитательных проблем; формирование здорового образа жизни и культуры здоровья учащихся; создание детских, юношеских, родительских и других общественных организаций, объединений.В диагностике и мониторинге в школьной практике зачастую преобладают количественные оценки. Все выглядит очень просто: есть определенные показатели, есть их количественное выражение, сравнил и увидел, какая школа, какой учитель лучше воспитывает. Эти объективность и достоверность кажущиеся. В основу диагностики в сфере воспитания могут быть положены целостность изучения; его непрерывность и системность; сравнение ребенка, класса, школы только с самим собой; гуманное отношение к ребенку.Диагностика в сфере воспитания невозможна без гуманного отношения к воспитанникам, без контакта с ними, без доверия между педагогами и воспитанниками, без взаимного искреннего интереса и уважения.Педагоги убеждены в том, что человечество обновляет и совершенствует себя через воспитание новых поколений. Кто этого не понимает, тот обрекает свою страну на деградацию. Кто понимает, но ничего не делает – совершает преступление перед потомками. Именно поэтому школа для нас – это не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу учителя, ребенка, родителя и тут же реализуются. Если их нет, значит, это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают (кто деньги, кто оценки) и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка!Школа призвана реализовывать мечты детей!
Комментарии