Воспитательная система должна оптимизировать процессы личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат – развитие и самовыражение личности не только воспитанника, но и педагога.
, учитель английского языка, гимназии №1 городского округа Железнодорожный Московской области, победитель конкурса «Мудрая сова»Основной текст воспитательной системы Бусыгиной В.Ю. опубликован в \”Учительской газете\” – №29 за 17 июляВо вложенном файле – дополнительный материал к статьей.Приложения доступны для скачивания по ссылке: http://narod.ru/disk/55338341001.602149a80b1bf092d82d50cdc577cda4/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%83%20%D0%91%D1%83%D1%81%D1%8B%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%92.%D0%AE.rar.htmlПрезентации доступны для скачивания по ссылке: http://narod.ru/disk/55338430001.edb4cae9ea14f469b53f0983220f8ea8/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BA%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%83%20%D0%91%D1%83%D1%81%D1%8B%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%92.%D0%AE.rar.html
Школа сегодня – серьезный психогенный фактор. Понятие «синдром хронической усталости» прочно вошло в нашу жизнь. Эмоциональное перенапряжение учеников – проблема школы.
Развитие ребенка совершается в процессе его активного взаимодействия с миром, в процессе сотворчества учителя и ребенка. Однако нельзя забывать о самом главном – психологическом здоровье ребенка. Только в гармонии с самим собой, с окружающим миром, с другим «я» человек получает удовлетворение от жизни. Здоровый человек способен реализовать свой потенциал, поэтому наша задача – сохранить здоровье детей. Это не менее важно, чем научить предмету, и многое здесь зависит, на мой взгляд, от классного руководителя.
Необходимо научить ребенка справляться с волнением в экстремальных ситуациях, в этом случае он вырастет психически здоровым, уверенным в себе человеком.
В современных условиях школа должна не только обеспечивать развитие и самореализацию ребенка, но и готовить его к будущей жизни.
Главная цель воспитательной системы – свободная, самостоятельная, активная и гармоничная личность.
Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем – создание условий для целенаправленного, систематического развития человека, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Объектом, субъектом и главным критерием эффективности воспитательной системы является развивающаяся личность ребенка.
Выпускник – это свободная, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная к саморазвитию и самореализации.
При создании воспитательной системы я опиралась на следующие характеристики модели выпускника:
– здоровье физическое и психологическое,
– стремление к совершенствованию,
– честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения,
– настойчивость в преодолении трудностей,
– адекватная самооценка и умение работать в команде,
– готовность и способность к продолжению образования,
– осознанные познавательные интересы и стремление реализовывать их,
– способность использовать знания на практике,
– умение применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем.
Для реализации такой модели личности выпускника, воспитательная система должна опираться на нескольких методологических подходов.
Системный подход
Сущность подхода заключается в системном видении педагогических явлений и процессов, происходящих в коллективе, то есть видеть в педагогических явлениях разные компоненты, устанавливать между ними связи, оценивать результаты их взаимодействия, устанавливать связи с другими внешними системами.
Личностно-ориентированный подход
Сущность подхода заключается в методологической ориентации педагогической деятельности на обеспечение и поддержку процессов самопознания, самореализации личности, развитие неповторимой индивидуальности ребенка.
Средовой подход
Использование окружающей социальной среды для более гармоничного развития личности ребенка
Проблемно-ориентированный подход
Выявление проблем на основе анализа содержания собственной деятельности и деятельности всех участников педагогического процесса.
Вероника Бусыгина
VII
Комментарии