search
main
0

Воспитательная система. Формирование толерантного поведения в подростковой среде

В современной школе приоритетным становится изучение проблемы формирования воспитания межличностной толерантности, уважения и понимания культур других народов, способности жить в едином поликультурном пространстве вне зависимости от национальности и вероисповедания.

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с частыми случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей. Именно поэтому мы бы хотели рассмотреть проблему формирования толерантности в современном обществе. Нам кажется, что наибольший акцент следует сделать на подростковом возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. Формируется мировоззренческая картина, и все, что подросток впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. Важно обобщить имеющийся передовой педагогический опыт по вопросу формирования толерантности и внедрить его в воспитательную систему школы, которая будет направлена на изучение аспектов социализации учащихся, их адаптацию в социуме и интеграцию в обществе. Таким образом, актуальность проблемы налицо – ведь сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиск взаимоприемлемых компромиссов и т.п.). Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» – те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.   Актуальность нашей работы мы видим в необходимости выявления наиболее эффективных способов формирования у подростков толерантного поведения.   Цель работы – создание эффективного тренинга по формированию толерантности, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей   Объект исследования – дети подросткового возраста (13-14 лет).   Предметом работы – определение способов формирования толерантности в подростковом возрасте: 1) формирование толерантности у подростков наиболее эффективно происходит через игру; 2) формирование толерантности у подростков наиболее эффективно происходит через дискуссии.   В ходе нашей работы мы собираемся решить следующие задачи: 1) раскрыть подходы к пониманию толерантности и путей ее формирования; 2) создать эффективный тренинг формирования толерантного поведения для подросткового возраста; 3) поиск способов диагностики толерантности.   Для решения данных задач мы используем следующие исследовательские методы: анализ литературы, тестирование, опрос, тренинговые упражнения.   Проблема толерантности и путей ее формирования. Теоретические аспекты проблемы формирования  толерантности В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, которая проявляется в праве всех граждан на самобытность, индивидуальность; в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися внешне, по языку, убеждению, обычаям и верованиям. Проблемы формирования толерантного поведения, профилактики различных видов экстремизма и противодействия им являются одними из актуальных в современном многонациональном российском обществе. Правительством Российской Федерации принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе». Ее целью является выработка и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных людей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве. В этих условиях необходимы выработка и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения подростков, так как именно в этом возрасте формируются ценностные ориентиры, позиция «Я и общество», складываются относительно устойчивые образцы поведения. Все это делает актуальным рассмотрение формирования толерантного поведения в качестве важного направления в содержании обучения и воспитания подростков в условиях общеобразовательной процесса. Значение толерантности для современного общества очень велико. Характеризуя современность как эпоху глобального кризиса – политического, экологического, нравственного и т.д., исследователи проблемы толерантности отмечают в ней прямо противоположные качества. Одни видят в толерантности «идеал и жизненно важный принцип», полагая, что «она одна даст шанс выжить цивилизации». Другие считают, что она «служит лишь для того, чтобы символически скрадывать и лечить реальный раскол и безразличие, которые демонстрирует человечество». Несмотря на столь сильные различия в оценке толерантности, всех ученых объединяет уверенность в необходимости борьбы с ее антиподом, интолерантностью, которая встречается в нашей жизни в разнообразных формах. В отечественной и зарубежной научной литературе есть ряд работ, рассматривающих понятие толерантности (авторы – Л.М. Дробижева, И. Кант, В.А. Лекторский, А.И. Панченко, В.А. Тишков, М. Уолцер и др.). Как правило, эти исследования представляют собой анализ толерантности в качестве основного принципа взаимоотношений людей на любом уровне, одного из условий выживания человечества. Проблеме толерантности в политике и в национально-этнических отношениях посвящены труды В.Е. Козлова, Ф.М. Малхозовой, С.И. Семенова, М.Б. Хомякова и др. В ряде диссертационных работ (П.Ф. Комогоров, З.Ф. Мубинова, О.В. Скрябина, В.В. Шалина) раскрывается педагогический аспект толерантности. В исследованиях освещаются важнейшие направления разработки проблемы толерантности: философия духовности, межэтнические отношения, экологические вопросы живых и социальных систем и др. Общие теоретические и методические особенности воспитания подростков достаточно полно описаны в психолого-педагогической литературе. Вместе с тем, структура толерантного поведения, приемы и способы формирования его у подростков еще не являлись объектом специального изучения. Проблема толерантности достаточно молода как в России, так и в зарубежных исследованиях. Первые работы по этой теме появляются лишь в середине 90-х годов. Их авторами были Г. Оллпорт, Давид Камуднжереми, Пауль Вогт, Роберт Вандберг, а также некоторые авторские коллективы в высшей школе. Важным фактором мирового признания необходимости изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Она провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности. Также данная декларация дает международное определение понятию толерантности и противоположное ему – интолерантности. Из нее следует, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим. Интолерантность – это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение. В России проблема толерантности также очень молода, однако ее появление на наш взгляд связано с ее огромной ролью в формировании продуктивного, целостного общества. Первые работы в этой области появились в начале этого века. Их проводил Московский Государственный университет. В частности был создан научно-публицистический вестник: «Век толерантности». В дальнейшем эту проблему стали разрабатывать и другие ученые нашей страны. Так, Щеколдина С. Д. опубликовала книгу под названием «Тренинг толерантности», в которой обобщила имеющийся материал по данной проблеме, а также представила тренинг, направленный на формирование толерантного поведения для широкого возрастного спектра. Многие психологические службы по всей стране предлагают свой тренинг толерантности в качестве одного из возможных формирующих тренингов. Понятие толерантности многозначно и разнообразно. В каждой культуре существует свое определение толерантности, которые во многом схожи, однако имеют некоторые отличительные черты. Вот некоторые из «определений толерантности на ведущих языках мира: – tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; – to tolerance (англ.) – быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; – tolerance (фр.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; – tolerencia (исп.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; – kuan rong (кит.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; – tasamul’ (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; – толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствии с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/ кому-либо». (Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. – М.: «Ось-89», 2004 г.). Как мы видим, каждое из определений имеет свою культурную специфику. Так английская – снисходительность, китайское – великодушие, русское – умение терпеть. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. В соответствии с вышесказанным есть необходимость конкретизировать качества толерантной личности. Это даст возможность для лучшей диагностики и составлению тренинга толерантности. Одним из первых обобщенную характеристику толерантной личности дал Г. Оллпорт. Он выделил следующие параметры: – ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше – на принадлежность внешним институтам и авторитетам); – потребность в определенности (признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности); – меньшая приверженность к порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен); – способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях); – предпочтение свободы, демократии (для него не имеет значения иерархия в обществе); – знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих); – ответственность (развито чувство ответственности, не перекладывает ответственности на других); – защищенность (ощущение собственной безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться). Щеколдина также выделяет критерии и показатели толерантности человека. К ним она относит: социальную активность (готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе), мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств), дивергентность поведения (способность нестандартно решать обычные проблемы, задачи, ориентация на поиск нескольких вариантов решения), эмпатия (адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире человека) и устойчивость личности (сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических и социальных общностей).   Выделяется несколько уровней толерантности: 1.       Цивилизационный – отсутствие насилия в контактах различных культур и цивилизаций 2.      Международный – условия сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической и религиозной принадлежности их населения. 3.      Этнический – терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям , традициям, нравам, мнениям и идеям. 4.      Социальный – партнерское взаимодействие между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон. 5.       Индивидуальный – уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных.   Толерантность выполняет следующие функции: 1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; 2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.   Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий. Другим фактором формирования толерантной личность считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека. Как отмечает Щеколдина: «В развитии понимания личностью окружающей действительности объектом глубокого понимания становится человек, его внутренний мир. Это вызывает интерес к себе и собственной жизни, качествам своей личности, потребности сравнивать себя с другими. Толерантность личности способствует формированию реального представления о себе и окружающих».   Вывод таков: человек с высоким уровнем толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующимся пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус. Признаком толерантной личности также можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем переговоров. Считается, что обладание большим спектром способов разрешения конфликтов приводит к наиболее продуктивному, толерантному взаимодействию. Формирование толерантности у подростков (13-14 лет) в условиях современного образовательного процесса.   Как уже отмечалось ранее, вопрос о формировании толерантность стоит достаточно остро, что отмечено и на государственном уровне. Так когда же имеет смысл формировать данное качество личности и на что следует делать акцент? Учитывая, что толерантность во многом определяется сформированностью социальных норм и правил поведения, то можно сделать вывод о достаточно ранней возможности создания толерантной личности. Эти нравственные ценности приобретаются еще в дошкольном возрасте с процессом социализации и адаптации в современном обществе. Однако, как показывают наблюдения, не все дети достаточно верно принимают данные нормы поведения. Это обусловлено неправильными подходами в воспитании, деструктивными влияниями общества, повышенной агрессивностью и борьбой за выживание в достаточно жестких мировых условиях. Все это приводит к тому, что у детей формируются деструктивные стереотипы поведения, которые, как правило, расцветают во всей своей «красе» именно в период подросткового возраста. В это время происходит резкий всплеск гормональной активности. Подросток начинает изменяться физиологически и психологически. В этот период ребенок достраивает фундаментальный пласт своей мировоззренческой картины, ищет новые пути и способы взаимодействия с миром, познает нового себя и определяет место в этом мире. Именно сейчас подросток наиболее открыт для принятия ценностной информации, помогающей ему в раскрытии волнующих его вопросов бытия. Часто в этом возрасте подросток идет по пути наименьшего сопротивления – становится членом какого-либо религиозного течения, любительского клуба, ищет себе кумира для подражания. Это дает возможность достаточно быстро получить целостную мировоззренческую картину с соответствующими целями и способами их достижения. К сожалению, в настоящее время многие подобные организации действуют нелегально и имеют своей целью деструктивное влияние на психику человека для подчинения и управления им.   Исходя из всего вышесказанного, мы считаем своей целью создание комплекса тренинговых упражнений, направленных на формирование толерантности именно в подростковом возрасте. Наиболее приемлемым считаем адаптировать данный тренинг под структуру работы в школе. Это связано с тем, что подросток проводит большую часть времени в образовательной среде. Также проведение тренинга в школе позволит организованно систематически собирать относительно однородную группу, что облегчит сбор наиболее достоверной информации об эффективности тренинга. Как отмечает Щеколдина С. Д., «социальный аспект проявления толерантности в школьном возрасте сопряжен как в отношениях со взрослыми, так и со сверстниками. Однако, при еще слишком ограниченном опыте и стремлении к взрослости развитие толерантности происходит, как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности (в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого) через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых педагогом (проявление толерантности регламентируется рамками, нормами, правилами поведения, принятыми в обществе), к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе совместной учебной деятельности, в процессе которой учащиеся накапливают опыт толерантного отношения друг к другу)».   Нами разработано два тренинговых комплекса, направленных на формирование толерантности. Мы исходили из того, что подростковый возраст является промежуточным между детством и взрослостью. Соответственно, с одной стороны подросток имеет многие характеристики ребенка, в частности склонен к игре и игровым ситуациям. С другой стороны, ведущая деятельность подростка – общение. В связи с этим мы разработали два тренинговых комплекса: один основан на игре, другой – на дискуссиях и обсуждениях. Мы постарались выявить наиболее эффективный тренинг толерантности с целью его практического применения в педагогической и психологической работе.   В старших классах можно предложить следующую методику воспитания толерантности: Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Детей надо логически подвести к выводу о том, что на свете могут быть люди, которых ошибочно можно воспринимать как врагов, недоброжелателей, так как они выглядят по-другому, ведут себя не так, как все. Внешнее впечатление часто обманчиво. Так логически, при помощи сказок и других бесед, можно формировать убеждение в необходимости терпимого отношения ко всем людям. Убеждению сопутствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др.   Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Метод внушения может реализоваться через использование цитат из Библии; высказываний великих людей, музыкальных произведений, речёвок, заучивание лозунгов и их скандирование на различных мероприятиях. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения (переживания), когда ребенок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: \”Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или сказали родители?\”. Методы стимулирования помогают ребенку формировать умение правильно оценивать свое отношение к другим людям, что способствует осознанию им и своих потребностей, пониманию смысла своего поведения, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации.   Можно выделить три группы приемов воспитания толерантности. Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе. Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии. Под диалоговой рефлексией мы понимаем диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком. Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.   Педагогических приемов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит к одному ученику, может быть неприемлем для другого. Диагностика толерантности проводится путем психолого-педагогического мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии (Айзенка, Веймера и др.)   Воспитание толерантности в условиях общеобразовательного процесса играет значительную роль в формировании подростков – выдвинутая нами гипотеза доказана.   Список использованных источников   1.       Мы – разные: книга для чтения по проблемам толерантности / сост.: И. К. Кирьянов, О.Б. Подвинцев; Краев. целевая программа развития полит. культуры и гражд. образования населения Перм. края. – [Изд. 2–е, перераб. и доп.]. – Пермь: Тип. купца Тарасова, 2007. – 159, [1] с. 2.      Толерантность как образ жизни современного человека / Департ. внутр. политики, Адм. губернатора Перм. края, Адм. Ленин. р–на, Перм. гос. ун–т ; [сост. : О. К. Яковлева]. – Пермь: [б. и.], 2007. – 73 с.: ил. –  На обл. загл.: Я и другой. Толерантность как образ жизни современного человека. 3.      Арцыбашев, И. Г. О некоторых аспектах проблемы определения толерантности / И. Г. Арцыбашев // Известия Уральского государственного университета. – 2007. – № 54, вып. 4. – С. 165–178. 4.      Гулиев, М. А. Некоторые исторические сведения политической толерантности / М. А. Гулиев, Р. Х. Ганиева, И. А. Гулиев // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2007. – № 3. – С. 176–177. 5.      Морозова, О. Е. К вопросу о ценностных основаниях принципа толерантности / О. Е. Морозова // Актуальные проблемы современной науки. – 2007. – № 6. – С. 80–82. 6.      Хаустова, Р. Т. \”Фундаментализм и толерантность\”: к проблеме двойственности человеческой мора­ли / Р. Т. Хаустова // Социум и власть. – 2007. – № 1. – С. 36–38. – Библиогр.: с. 38 (4 назв.). 7.      Николаева, Е. И. Воспитание толерантности : психологическое сопровождение обучения в начальной школе : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540600 \”Педагогика\” (профиль 540607 \”Начальное образование\”) / Е. И. Николаева. – [Изд. 2–е, перераб. и доп.]. – М.: Мой учебник, 2007 (Пермь: Звезда). – 271 с. – (Практическая психология). 8.     Артюхова, Т. Ю. Образовательная среда как условие развития личностных характеристик толерантности подростков и юношей / Т. Ю. Артюхова, О. А. Шулакова // Психология обучения. – 2008. – № 6. – С. 4–13. – Библиогр.: с. 12–13 (23 назв.). 9.      Бережная, М. С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства / М. С. Бережная // Философские науки. – 2008. – № 4. – С. 58–68. 10.  Борсук, И. В. Терпимость и веротерпимость в контексте педагогики / И. В. Борсук // Мир образования – образование в мире. – 2007. – № 3. – С. 133–142. 11.   Бахчиева, О. А. Формирование терпимости – основа духовно–нравственного развития общества / О. А. Бахчиева // СОТИС – социальные технологии, исследования. – 2008. – № 2. – С. 41–43. Татьяна Коноваленко, учитель биологии средней школы №29 города Сызрани Самарской области   Практическая часть системы опубликована в №39 «Учительской газеты» от 29 сентября 2015 года.   Приложения – в прикрепленном файле. Фото с сайта  http://paidagogos.com.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте