Воспитание детей с ограниченными возможностями отличается своеобразием, которое заключается, во-первых, в его коррекционной направленности, во-вторых, в неразрывной связи коррекционных мероприятий с формированием практических навыков и умений. Развивающее образование предполагает в первую очередь саморазвитие личности, раскрытие потенциальных возможностей и способностей воспитанника, какими бы особенностями (недостатками) он ни обладал. Раскрыть внутренние цели и желания ребёнка, сделать его готовым к успешному освоению социального опыта, развить адекватную рефлексию, научить жить в мире реальности – всё это возможно лишь при условии чёткого представления классным руководителем стратегии воспитательного процесса.
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Можно сказать откровенно, что задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно. Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, любит их детей, такими, какие они есть, готов сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом. Деятельность родителей и классного руководителя в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях, помочь развить его способности, сформировать ценностные жизненные ориентиры, преодолеть негативные поступки и проявления в поведении.
Я разработала программу воспитательной работы «В мире добра» в начальной школе, которая поможет мне организовать работу в своём классе в течение трёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Основной текст о воспитательной программе опубликован в №25 бумажной «Учительской газеты».
Дополнительные материалы о программе.
2009-2010 учебный год.
«Мой дом – моя крепость»
Задачи:
– Создать благоприятные условия для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.
– Сплотить классный коллектив и создать органы самоуправления.
– Привлечь родителей к активному участию в жизни класса и школы.
Ожидаемые результаты:
1. Сплочение детского коллектива.
2. Развитие санитарно-гигиенических навыков
3. Воспитание у детей любви к близким людям.
4. Развитие у детей чуткости, доброты, отзывчивости.
5. Развитие активности детей, их творческих способностей.
6. Формирование положительного отношения к труду.
2010-2011 учебный год.
«Что такое хорошо, что такое плохо?»
– привлекать детей к активному участию в жизни класса и школы;
– формировать негативное отношение к вредным привычкам и укреплять здоровье учащихся;
– развивать органы классного самоуправления.
1. Проявление уважительного отношения к старшим.
2. Развитие чувства гордости, любви к родному городу.
3. Расширение кругозора.
4. Активное участие родителей в жизни класса и школы.
2011-2012 учебный год
«Жизнь дана на добрые дела»
– привлекать учащихся и родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий;
– развивать коммуникативные качества личности;
– воспитывать ценностное отношение школьника к своему здоровью.
1. Воспитание доброго отношения к природе, как к общему дому.
2. Повышение уровня культуры поведения
3. Развитие навыков самостоятельности в самоуправлении.
4. Привитие прочных навыков самообслуживания.
Органы классного самоуправления
Одно из направлений в воспитательной работе – деятельность органов самоуправления. Однако специфика развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья не позволяет в полном объеме реализовать эту деятельность. Поэтому важную роль в классном самоуправлении играет учитель. Он заинтересован в воспитании у детей самостоятельности, справедливости, активной позиции, формировании адекватной самооценки.
1. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями, их психологический комфорт.
2. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья ответственности, правильному общению, развитие коммуникативных функций.
3. Воспитание уважения к своим одноклассникам, формирование умения справедливо оценивать поступки, стремления быть полезным.
Для успешной реализации программы в школе имеется материально-техническое обеспечение. Например, библиотека, в которой дети читают книги. Совместно с библиотекарем классный руководитель проводит литературные вечера, беседы для учащихся, викторины, конкурсы. Компьютерный класс используется для проведения факультативных занятий у младших школьников по изучению работы на компьютерах. У детей повышается интерес к обучению, ускоряется процесс усвоения новых знаний и представлений об окружающем мире. Самый любимый кабинет у школьников – это спортивный зал, в котором проводятся различные соревнования между классами, уроки физкультуры, весёлые старты, игры в волейбол, пионербол. В полном объёме используется спортивная площадка, на которой проходят День Здоровья, День бегуна и другие спортивные состязания. В кабинетах технологии девочки учатся шить себе одежду, готовить вкусные блюда, В столярной мастерской мальчиков учат строгать, пилить и просто мастерить интересные вещи. Кабинет психолога используется детьми и классным руководителем для того, чтобы получить психологическую помощь, расслабиться после трудного рабочего дня, уроков, для проведения диагностических обследований, для консультаций с родителями. Просторная столовая служит для питания детей горячим обедом и завтраками, а игровые комнаты – для отдыха детей. В актовом зале проходят мероприятия, посвящённые знаменательным датам, встречи с ветеранами ВОВ, заслуженными людьми города. В этом зале проходят уроки музыки и ритмики. Дети учатся петь, танцевать, держаться правильно на сцене.
Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса рассчитана на 3 года и направлена на формирование у детей личностных качеств, коррекцию эмоционально-волевой сферы. Программа разработана с учетом психофизических особенностей развития детей и требований родителей выпускника начальной школы.
К окончанию начальной школы у учащихся должны сформироваться следующие личностные качества:
– нравственный (ценностно – ориентировочный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «природа», «школа», «учитель», «Родина», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей и свои, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения, знать символы и гимн нашего государства;
– познавательный потенциал: наблюдательность и прилежание в учебном труде;
– коммуникативный потенциал: овладение простейшими коммуникативными навыками – умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, сформированность первичных навыков саморегуляции;
– трудовой потенциал: соблюдение правил безопасности при любой работе, воспитание уважения к чужому труду, знакомство с распространёнными профессиями и заслуженными тружениками нашего города;
– физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, ловким и закалённым;
– художественный потенциал: формирование эстетической восприимчивости, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни, развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, развивать творческие способности детей.
Критерии эффективности воспитательной системы класса:
1. Социализация и адаптация младших школьников.
2. Развитие творческих способностей учащихся, личностных качеств.
3. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе.
В соответствии с данными критериями использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса:
1. Социометрия «Межличностные отношения в классе».
2. Анкета: «Нравственная сфера личности младшего школьника».
3. Анкета: «Классный руководитель глазами воспитанников».
4. Анкета: «Школа глазами родителей».
5. Анкета для родителей: «С каким настроением Ваш ребёнок приходит из школы?».
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности классного коллектива, использовать её при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
Светлана Куклева, учитель начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида города Карабаша Челябинской области, победитель VI Всероссийского конкурса для классных руководителей \”Мудрая сова\”
Во вложенных файлах – презентация, подробные планы работы на три года, сценарий внеклассного мероприятия – конкурс «Мама, бабушка и я».
Комментарии