Потребительское общество сделало упор на рыночного человека-потребителя. Качество его жизни определяется уровнем потребления материальных благ и наслаждений. Каждый стремится максимизировать свою собственную прибыль на основе главного мотива жизни – делать деньги, на которые можно затем купить удовольствия. Здоровье, любовь и другие ценности вторичны, они зависят от того, сколько у человека денег. В этом рыночно-капиталистическом идеале нет места ценности труда.
В наше время труд начинает обесцениваться. Он признается постольку, поскольку может приносить доход. Если прибыль, доход можно получить, минуя труд, то сразу же избирается нетрудовой путь делания денег – спекуляция, воровство, торговля, силовые методы передела капитала, ростовщичество. Многие пытаются пойти по этому пути. Но Достоевский предупреждал, что погоня за материальным успехом оборачивается гибелью духовных, творческих начал в человеке и, следовательно, внутренней гибелью человека. В «Дневнике писателя» он пишет, что человек ждет, когда его жизнь напитается материальными благами, и что когда это произойдет, то он сможет заняться высоким, заняться своей душой. Но именно тогда, когда станет мяса вдоволь (ешь не хочу), когда появятся летательные аппараты, переносящие человека на большие расстояния, когда он насытится благами, именно тогда вдруг, неожиданно он почувствует, что потерял душу, что «хлеба превратились в камни», что жизни не стало.В этих условиях роль учителя трудно переоценить. Именно он может наполнить жизнь своих учеников смыслом. Работа учителя не ограничивается только подачей учебного материала. Когда, например, я рассказываю на уроках изобразительного искусства своим ученикам о свойствах воздушной перспективы, то показываю слайд-шоу лучших произведений живописи. Дети видят прекрасные картины, созданные художниками в разные времена в разных странах. Они уже могут подмечать красоту на улицах, в природе. Даже на уроках черчения, которые я даю в старших классах, мне удается приобщить учеников к шедеврам мировой архитектуры. Теперь, когда мои школьники сравнивают особняк Арсения Морозова (Дом приемов Правительства РФ) с небоскребами Москва-Сити, то понимают, что у каждого стиля своя эстетика.Но самого большого результата в формировании личности ребенка мне удается достичь на дополнительных занятиях в студии керамики. Ребенок, взяв в руки мягкий, податливый кусок глины, конечно, не думает о том, как изменится его жизнь, если он научится лепке. Но сам процесс создания формы из бесформенного делает из него Творца. Принято считать, что Бог создал первого человек из глины и вдохнул в него жизнь. И стал человек подобен Богу, свободным в своем выборе и творцом. На занятиях с глиной происходит обратный процесс, глина, как самый податливый материал, пробуждает в ребенке его творческий потенциал. Пальчики, моделируя и сминая материал, передают через нервные окончания информацию в мозг, заставляя его быть более восприимчивым, настроенным на познание нового.Открытое сознание, стремление к познанию – залог получения качественного образования, которое в свою очередь гарантирует соответствующее качество жизни.Когда человеком овладевает идея, стремление к новым знаниям, житейские заботы отступают на второй план. Человек, который посвятил себя творчеству или занимающийся любимым делом, довольствуется малым. Он не нуждается в признании его успешности, главное, его деятельность приносит пользу людям.Настоящее качество жизни не исчисляется наличием больших денег и недвижимостью. Качество жизни – это состояние, когда человек находится в мире с самим собой, когда работа востребована, когда вечерами семья собирается вместе за ужином и неспешно беседует.Я педагог, всю жизнь проработал в школе и счастлив, что мне удается передавать моим ученикам радость созидания, чувства, что каждый может стать творцом, получив качественное образование.Владислав ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ, педагог дополнительного образования ЦО №1240
Комментарии