Однажды на образовательном поле встретились две проблемы. Первая выглядела так: студентам педагогических колледжей не хватает практики. Нет, практика проводится, но только в определенное время и с определенными, чаще благополучными, детьми. Знания порой оторваны от реальности. Внешний вид второй проблемы: в учреждения государственного воспитания нет притока кадров, соответствующих по возрасту и по идеям современному ребенку. С одной стороны, воспитанникам детских домов требуется естественное общение с педагогической молодежью. С другой стороны, будущим педагогам необходимо естественное общение с детьми сейчас, а не после получения диплома. Проблемы столкнулись, и стало ясно, что они способны помочь друг другу.
Взаимодействие педколледжей и детских домов складывалось постепенно: встречи, совместные мероприятия, праздники. Когда практика прижилась, укрепилась, получила разнообразные формы, коллегией министерства была проведена «ревизия», и оказалось: опыт накоплен уникальный. Результаты ревизии – обзор совместных проектов учреждений педагогического образования и государственного воспитания – представляет главный специалист отдела по работе с учреждениями профессионального образования Министерства образования Свердловской области Галина ЛЕБЕДЕВА.
Нота «до»
В городе Екатеринбурге давно и вполне благополучно существует Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж. В нем умеют взращивать творческие коллективы студентов. Но творческое богатство прирастает раздариванием. Год назад Министерство образования присоединило к нему детский дом №1, чтобы воспитанники получили дополнительную возможность реабилитации творчеством.
Это была первая нота мощной мелодии взаимодействия, своеобразный прорыв в сознании общества. Учреждения объединены юридически. Создан единый коллектив студентов и воспитанников, общий штат преподавателей. Разрабатываются совместные программы. Каждый день студенты встречаются с детьми, жизнь которых в свою очередь стала интереснее, насыщенней, чем раньше.
Конечно, чтобы попасть в этот детский дом, надо пройти конкурс, здесь собираются художественно одаренные ребята со всей области. Важнейший результат сотрудничества: выпускники детдома получают доступ к более высокому уровню образования – среднему специальному, как минимум.
Пора в путь-дорогу
В педагогическом училище старинного города Ирбит действует долгосрочная программа ТЭКИ: туризм, экология, культура, интеллект. Педагоги-энтузиасты видят в туризме особый вид деятельности, затрагивающий различные стороны человеческой натуры начиная с умения чувствовать природу, общаться с людьми и заканчивая глубинами разума. Туризм связывает воедино познание мира, эмоциональное и общекультурное развитие.
За восемь лет – восемь летних походов. Группы в среднем по десять человек из воспитанников территориально близких детских домов (относящихся к Восточному округу Свердловской области) готовятся в течение всего учебного года. Совместно с педагогами и студентами училища разрабатываются маршруты многодневных путешествий, каждый раз новые.
Пройти намеченный путь – это задача-минимум. Организаторы всегда ставят еще и сверхзадачу, вводя в поход новый туристский элемент. Переправа через реку, взятие гор, хождение по болоту. Умение пройти быстро и безопасно по зыбкой почве пригодится в прямом и переносном смысле. Романтика нередко сочетается с конкретной пользой. Например, на болотах собирали клюкву, которую дома (в детских домах) засахаривали, и зимой витаминизировались. Прошлым летом к уральским путешественникам присоединился паломник из Соединенных Штатов Америки, вместе с ними прошел тропой святого Симеона Верхотурского. К общению с природой добавилось знакомство с представителем другой страны, другой культуры.
Учителя для детского дома
В Свердловской области 76 учреждений государственного воспитания. Однако долгое время специалисты для работы в них нигде не готовились. В детские дома приходили в основном случайно. В нижнетагильском педагогическом колледже №1 задумались над ситуацией и ввели программу дополнительной подготовки «воспитатель детского дома». Действует она пять лет, выпускники распределяются по специальности.
Другое направление деятельности колледжа – составление программы, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития особого ребенка.
Мы талантливы – и вы талантливы
В жизни каждого должен быть свой подиум. Когда на тебя смотрят десятки, сотни людей и видят: у тебя получается. Ты смог, ты достиг, ты демонстрируешь свои умения другим. У детей, воспитывающихся без родителей, есть проблемы в адекватности самооценки. И взрослые должны помочь создать ситуацию личного успеха. Успеха настоящего: ребенка невозможно обмануть умилением при виде его на сцене. Он должен понимать, что получает аплодисменты за свой труд и достигнутый результат. Успеха для каждого, ведь талантливы все.
Такова идея фестиваля Западного округа Свердловской области «Мы талантливы», подсказанная министром образования Свердловской области В.В.Нестеровым. Своеобразным оргкомитетом фестиваля стал Красноуфимский педколледж, а его базой – Корзуновский детский дом-школа. Их сотрудничество длится и во время учебного года, и в каникулы. Студенты колледжа организовали в детдоме больше десятка творческих объединений разной направленности: ансамбль ложкарей, музыкальный театр, шумовой оркестр, студию технического конструирования. Их воспитанники множество раз становились дипломантами различных фестивалей. Все праздники в деревне Корзуновка проходят при непосредственном участии как студентов-педагогов, так и воспитанников детского дома. Талантливые учителя растят талантливых детей.
В Свердловской области 12 педагогических колледжей, половина из них уже постоянно сотрудничает с детскими домами. Для студентов это высокая профессиональная проба, они осваивают уникальный педагогический опыт.
Анализ трудоустройства выпускников Красноуфимского колледжа показывает, что 95 процентов бывших студентов работают по специальности или продолжают обучение. Дети же из учреждений государственного воспитания стали более открытыми, их индивидуальность проявляется более ярко.
Комментарии