Проблему воспитания и развития ЛИЧНОСТИ юного исследователя мы считаем одной из наших главных забот о детях, выбравших нелегкую, но важнейшую сферу жизни своей и общественно значимой – сферу научно-исследовательской деятельности. Подчеркнем: нас интересует именно аспект ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ в системе многих аспектов работы МАН «Интеллект будущего» с юными и взрослеющими исследователями.
Воспитание – для всех времен и народов важнейшее явление духовной жизни общества. В методологии воспитание трактуется как процесс общественно-исторический: с изменениями в обществе происходят и коренные преобразования в воспитании, и наоборот – прогрессивные идеи и передовая практика воспитания подрастающих поколений способны оказывать существенное влияние на характер и динамику развития общественных отношений и процессов в будущем. Что же такое воспитание? В совокупности существенных признаков воспитание – это творческий, целенаправленный, специально организованный процесс, реализуемый специально подготовленными людьми. Это процесс взаимодействия педагога и воспитанников по созданию оптимальных условий для овладения детьми социокультурными ценностями общества и для развития их индивидуальности с целью самоактуализации личности.Сущность и назначение воспитания есть формирование отношения к миру предметов и явлений, событий и фактов, знаний, навыков и умений, к себе самому, к материальным и духовным ценностям. С.Т.Шацкий писал: «Научить ребенка считать очень просто: наша методическая наука достигла в этом совершенства… Главное заключается в том, чтобы с этим умением считать ребенок не стал обсчитывать». Сложность воспитания объясняется тем, что отношение по своей природе – категория ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ: человек САМ на основании СВОИХ имеющихся знаний и жизненного опыта, взглядов, критериев оценки, убеждений, интересов и склонностей выбирает привлекательное для него отношение к предметам, людям, живой и неживой природе, явлениям духовной жизни человека. ОТНОШЕНИЕ существует, проявляется, воспитывается в трех формах – рациональной, эмоциональной и поведенческо-деятельностной. Что это значит и что это знание дает родителям и педагогу-воспитателю?Форма рациональная (сфера сознания личности). Отношение к объектам окружающего мира начинается с понятий и представлений о вещах, явлениях, событиях, ценностях. Значит, одним из слагаемых воспитания является просвещение – гражданское, нравственное, правовое, умственное, эстетическое…Форма эмоциональная предполагает восприятие любого знания, любого действия и поступка сквозь призму эмоционального строя личности, чувств, вызываемых явлениями окружающего мира. И, наконец, форма поведенческо-деятельностная, в которой существует и проявляется отношение. Логика такая: знания о мире, эмоциональная оценка их неизменно приводят к определенному типу действий и поступков. Значит, в процессе воспитания создается опыт нравственной, правовой, эстетической и т. д. деятельности, формирующий группу позитивных привычек. Соединение этих трех форм и определяет позицию личности. Людмила МАЛЕНКОВА, профессор, кандидат педагогических наук
Комментарии