search
main
0

Воспитание театром

Трудно сказать, сколько взрослых, живущих в Москве, ни разу не побывали в театре. Наверное, есть и такие, хотя Москва – культурная столица России. Сегодня весь вопрос в том, как часто посещают театры московские семьи.

В нашем городе действует программа «Всей семьей в театр», но, естественно, билетов, закупаемых Правительством Москвы, на всех не хватает. В первую очередь их получают многодетные и малоимущие семьи. Все остальные должны покупать билеты и водить в театры своих детей. Но билеты нынче настолько дороги, что семейный поход в театр обходится в круглую сумму. Как выходит из положения система образования, которая должна приобщать детей к прекрасному?

Во-первых, в некоторых школах есть самодеятельные театральные коллективы, например, в Центральном округе их аж 86. Во-вторых, родители и учителя умудряются приобретать билеты на спектакли в театральных кассах, где их реализуют без значительной торговой накрутки. В-третьих, время от времени появляются небольшие творческие группы, которые за умеренную плату в сто – сто пятьдесят рублей за билет показывают свои спектакли для детей прямо в школьных актовых залах.

Для чего нужно приобщение детей к театральному искусству? Прежде всего чтобы противодействовать глухоте сердца, развивать социальные чувства, исправлять и создавать благоприятный эмоциональный фон для развития подрастающего поколения. Эмоциональность детей нуждается в том, чтобы, во-первых, ее формировали, и,  во-вторых, в том, чтобы направляли в нужное и естественное русло. В том, как формируются эмоциональность и система мировоззрения детей, направляющая эмоции, немалая толика принадлежит сфере искусства и, в частности, детскому театру.

Сегодня детского театра как такового в Москве нет. Был когда-то Центральный детский театр, в котором, кстати, начинал свою профессиональную актерскую карьеру Олег Ефремов, в котором играли Геннадий Печников, Ирина Муравьева, Лев Дуров, Геннадий Сайфуллин, Сергей Шакуров и многие ныне известные актеры и режиссеры. Именно в Центральном детском театре был главным режиссером Анатолий Эфрос. Целой эпохой была деятельность известной актрисы, режиссера Марии Кнебель, которая возглавляла его с 1955 года. Под ее руководством детский театр расцвел, освободился от многих «пионерских» штампов, повернулся к серьезной классике и новым авторам, прежде всего к драматургии Виктора Розова, утверждавшей новую гражданскую позицию юного героя, нетерпимого к фальши и мещанству. Именно Мария Кнебель помогла раскрыться в режиссуре будущим выдающимся мастерам – Олегу Ефремову, Анатолию Эфросу. Ее постановка «Горя от ума» А.С.Грибоедова отличалась свежестью прочтения классики, освобождения пьесы от рутинных наслоений, поэтичностью многих найденных для молодых актеров деталей. Среди лучших спектаклей Кнебель был самый яркий по театральной форме «Конек-Горбунок» П.Ершова, выдержанный в народно-поэтическом ключе скоморошьих представлений и буффонады. Кнебель была педагогом в самом высшем смысле этого слова, и, кстати, мировой опыт свидетельствует о том, что очень часто успешные актеры и режиссеры детского театра имеют педагогическое образование. А воспитатели детских садов, скажем, в Чехии и Словакии, получают начальное театральное образование на уровне театрального училища, там устраивают театральные фестивали, где демонстрируются спектакли для детей от 2 до 6 лет.

Нам кажется логичным и уместным в год 90-летнего юбилея детского театра поговорить о том, как же нынче сотрудничают система образования и театр, пригласив к разговору тех специалистов, которые отдают себе отчет в том, сколь важно это содружество для воспитания детей.

Первыми в наш проект и в наш разговор включается Центр образования №1409, где при поддержке префекта Северного округа Юрия Хардикова, его заместителя по социальным вопросам Виктора Кичатова, заместителя начальника окружного управления образования Ларисы Портянской делают первые шаги по созданию детского театрального центра. Этот центр станет своеобразной лабораторией нашего гуманитарного проекта «Воспитание театром».

Как нашли друг друга театр «У Белорусского вокзала» и Центр образования №1409 – разговор особый, и мы обязательно об этом расскажем. Но сегодня речь о другом – об удивительном уроке, который педагогический коллектив центра во главе с Ириной Ильичевой и театр под руководством известной актрисы театра и кино Евгении Михайловой дали в начале учебного года сразу для всей начальной школы центра. Урок был удивительным потому, что ребятам предложили спектакль по пьесе Эдуарда Успенского «С приветом из Простоквашино».

Надо сказать, что новенькое здание на Ходынском бульваре, которое выстроили специально для Центра образования №1409, как нельзя лучше подходит для создания в нем детского театрального центра. Во-первых, большой зал на 475 мест позволяет показать любой спектакль. Правда, пока тут нет возможности для монтировки сложных театральных декораций, нужного звукового и светового обеспечения, но это, как говорится, дело наживное – было бы что показывать и кому. Во-вторых, в школьном здании есть огромный буфет, который даст фору любому театральному, лучше него, наверное, только буфет в Государственном Кремлевском дворце. Это важно потому, что сегодня на уровне Правительства Москвы ставится вопрос о создании неких центров для семейного или молодежного досуга, а у Центра №1409 есть шанс делом ответить на эту инициативу городской власти.

Надо сказать, что у Ирины Ильичевой была возможность выбрать из множества театральных коллективов, которые нынче предлагают детский репертуар, любой. Но ее выбор пал на театр «У Белорусского вокзала», который исповедует идею детской театральной антрепризы и имеет возможность приглашать для участия в спектаклях лучших актеров столицы. Этот театр к тому же вырос из «Классного театра», который предлагал школам, помимо традиционных спектаклей, еще и выездные спектакли по классическим произведениям, входящим в школьную программу. В-третьих, в театре играет известная актриса театра и кино Ирина Сиротинская, хорошо известная стране по роли в сериале «Не родись красивой», а читателям нашей газеты еще и как художественный руководитель и главный режиссер студенческого театра Высшей школы экономики, чьи спектакли неизменно занимают первые места на конкурсе «Фестос». Ирина Вячеславовна, сама дочь и внучка учителей, уже на деле доказала, что талантливые артисты могут быть и талантливыми педагогами. На прошлой неделе в Центре образования №1409 начала работать театральная студия, в которой техникой речи, ритмикой, хореографией будут заниматься ученики разных классов, в недалеком будущем они примут участие в постановке спектаклей и, вполне возможно, смогут сыграть на сцене вместе с профессиональными актерами.

В репертуаре театра «У Белорусского вокзала» есть несколько спектаклей для детей, причем такого уровня, что до этого им предоставляли такую престижную сцену, как сцена Московского международного Дома музыки. Но самое главное, что у театра (а теперь и у содружества театра и Центра образования №1409) есть намерение показывать спектакли сразу для родителей и детей, что, несомненно, станет одним из ярких событий Года семьи.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте