Умение говорить так же необходимо педагогу, как и знание своего предмета. О современной науке “Риторика” размышляет председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, доктор филологических наук, профессор Владимир АННУШКИН.
– Владимир Иванович, что такое современная риторика?
– Современная риторика – теория, искусство и практика речевых коммуникаций. В развитом информационном обществе человеку надо уметь вести и бытовой семейный диалог, и писать деловые бумаги, и пользоваться компьютером, и понимать речь средств массовой информации.
Слово – повсюду, и в этом смысле вся наша жизнь – “сплошная риторика”. Современные речевые нагрузки были немыслимы в прошлом, надо найти способ эффективно выживать в таком информационно перегруженном мире. Это и есть задача риторики – благоустройство жизни через язык.
– Где педагог может учиться красиво и правильно говорить?
– Чаще всего он учится методом проб и ошибок, на собственном опыте. Курсы риторики начали читать во многих педагогических вузах. Вышло несколько учебников, в том числе “Педагогическая риторика” А.К.Михальской и “Речевое мастерство учителя” А.А.Мурашова. Этого мало.
– А где сегодня преподают риторику?
– Риторику преподают во всех ведущих вузах России. Предмет “Русский язык и культура речи” введен сейчас во все негуманитарные вузы. Сложность в том, что изучить нормы языка – это полдела. Куда важнее практическое владение языком. Искусный ритор – человек, вызывающий доверие аудитории своими взглядами, нравственным обликом, интеллектуальным уровнем, стилем общения. Риторика – “философская наука, она воспитывает человека, а не просто развивает его речь. Риторика формирует интеллектуальную и эмоциональную сферы личности, обучает мыслить и пользоваться речью в разных ситуациях общения, а не только говорить на “литературные” темы. Над программами подготовки преподавателей культуры речи и риторики мы сейчас работаем.
– Как обстоят дела с преподаванием риторики в школе?
– Период эйфории, когда казалось, что риторику будут преподавать повсюду, проходит. У нас есть великолепные учебники, но учитель не готов вести риторику, потому что по этому предмету требуется специальная подготовка.
В России есть несколько “риторических” регионов, где созданы свои учебно-научные школы риторики, а предмет стал частью регионального компонента. Пермь, Воронеж, Екатеринбург, Красноярск, Саратов, Ярославль – все это региональные отделения Российской риторической ассоциации, объединяющей риторов не только России, но и Белоруссии, Латвии, Казахстана. С января 1997 года Риторическая ассоциация объединила более 250 ученых и педагогов, кому небезразличны судьбы русского слова.
Беседовала Антонина ДЕМИДОВА
Комментарии