Цели урока:
показать роль образования в жизни человека;
формировать представление о мотивах обучения;
развивать умение анализировать свои мысли, чувства и поступки, умение слушать других и убеждать с помощью аргументов;
прививать более ответственное отношение к учебе и профессии учителя.
Форма проведения: игровая (нетрадиционный урок в форме педсовета).
Подготовительный этап
Все учащиеся по своему желанию заранее разбиваются на микрогруппы и получают домашнее задание:
1. Ответить на вопрос: “Можно ли быть необразованным, но жить счастливо?”.
2. Провести экспресс-опрос: “Для чего ты учишься?”. Проранжировать приоритеты и сделать выводы.
При подготовке класса к игре целесообразно расставить столы для 5 групп (по 5-6 человек в группе). Поставить отдельный стол для группы ученых (учащиеся 10-11-х классов, изучающие курс “Человек и общество”) и для группы экспертов (учителя истории, обществоведения).
Вводная часть
Вступительное слово учителя-ведущего.
Сегодня мы с вами собрались на необычный урок в виде педагогического совета. Вы все выступаете в роли учителей.
На педсоветах они учатся, повышают свои профессиональные навыки, принимают необходимые решения.
Сегодня на нашем педсовете мы должны определить роль образования в жизни человека, выяснить, какие мотивы к учению преобладают у современных школьников, выработать соответствующее решение.
С тем чтобы вы чувствовали себя более комфортно, не стеснялись, я заранее попросила вас разбиться на микрогруппы и выполнить вместе домашнее задание (ведь для того, чтобы чувствовать себя уверенно на уроке, учитель заранее готовится к нему, т.е. выполняет домашнее задание).
Для введения в наш педсовет теории мы пригласили группу ученых, а для подведения итогов в конце каждого этапа – группу экспертов.
Эксперты в конце каждого этапа будут раздавать жетоны. Группу, набравшую наибольшее количество жетонов, ожидает сюрприз.
Ведущий зачитывает обязанности каждой группе участников педсовета.
Обязанности ученых:
место ученых за столом обозначено табличкой “Ученые”; они выступают, глубоко излагая поставленную перед ними проблему; следят за регламентом (каждому ученому для выступления дается 5 мин.).
Обязанности экспертов:
место экспертов за столом указано табличкой “Эксперты”; они в обсуждении вопросов участия не принимают. Их участие в обсуждении вопросов возможно лишь в том случае, когда есть отклонения от существа вопроса; в ходе обсуждения проблемы эксперты делают краткие записи в экспертном листе (образец экспертного листа прилагается); в конце каждого этапа выдают жетоны группе-победителю; после окончания обсуждения вопроса каждый эксперт выступает перед участниками педсовета; следят за регламентом (не более 1 мин. на выступление).
Вниманию всех участников:
будьте внимательны, попытайтесь понять, о чем говорит выступающий;
говорит только один, остальные молча слушают;
выслушивайте говорящего человека до конца, как бы ни хотелось его перебить;
каждый играющий принимает участие в обсуждении всех проблем;
время выступлений групп не должно превышать 3 мин.;
цветовые карточки укажут порядок выступления групп;
проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, огорчения.
Первый этап
Всем ли ясны цели урока, его тема? Начинаем педсовет.
Первый вопрос: “Роль образования в жизни человека”.
Слово группе ученых по теории этого вопроса.
Уважаемые педагоги, вы дома думали над вопросом “Можно ли быть необразованным, но жить в обществе счастливо?”. Пожалуйста, вам слово (группы выступают в соответствии с номером на красной карточке). Подведем итоги работы на первом этапе. Слово группе экспертов.
Второй этап
Приступаем ко второму вопросу: “Мотив и мотивация к учению”.
Слово по теории вопроса группе ученых.
Уважаемые учителя! Каждая микрогруппа провела экспресс-опрос: “Для чего ты учишься?”. Проранжировала приоритеты. Сделала выводы. Послушаем отчеты лидеров групп о проведенном исследовании (группы выступают в соответствии с номером на зеленой карточке).
Подведем итоги работы на втором этапе. Слово группе экспертов.
Третий этап
Приступаем к третьему вопросу: “Что же мешает людям развить в себе нормальную мотивацию к учению?”.
Слово по теории вопроса группе ученых. Каждому человеку в жизни обязательно пригодится умение убеждать других людей. Особенно важным это умение является для учителей.
Представьте себе, что перед вами ученик с самыми средними способностями и невысокой успеваемостью.
Ваша задача: за 1 минуту привести как можно больше аргументов, которые могут повлиять на развитие у него мотивации к учению (группы выступают в соответствии с номером синей карточки)
Четвертый этап
Приступаем к четвертому вопросу: “Какое образование нам нужно?”
Слово группе ученых по теории данного вопроса.
Уважаемые учителя! Вы все, безусловно, любите преподаваемый предмет. Сейчас в течение 3 мин. вы должны создать рекламу своему предмету (группы выступают в соответствии с номером желтой карточки).
Слово группе экспертов.
Пятый этап
Подведем итоги нашего педсовета. Для этого, уважаемые коллеги, вам необходимо в течение двух минут выработать решения по каждому рассматриваемому на педсовете вопросу (группы выступают в соответствии с номером коричневой карточки). Слово группе экспертов. (Зачитывают общее решение педсовета. Подводят итог. Определяют группу-победительницу и вручают пригласительные билеты в Исторический музей).
Послеигровое обсуждение
Вот и подошел к концу наш урок. Мне бы хотелось услышать ваше мнение по организации данного урока, по результативности вашей работы на уроке. (В заключение педагог отвечает на вопросы участников, благодарит всех за серьезную работу, делает выводы о проведенной игре).
Валентина ФОМИНА,
учитель граждановедения
Тверская область
Комментарии