В современном мире образование стали понимать шире, оно включает в себя обучение и учение, воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие, социализацию и внутренний рост индивида.
У нас, слава богу, создание всех уровней образования сдвинулось таким образом, что школа занимается не только обучением, но и воспитанием, внимание образования включает многоплановое развитие личности, в том, что это правильно, никого уже убеждать не нужно. Но все-таки дополнительное образование в системе воспитания пока еще идет вторым планом, а точнее, чуть-чуть обижено. В программе «Развитие образования в Москве на 2012-2016 годы» все же нет понятия, что такое система дополнительного образования, что такое воспитание, они разведены между собой, хотя, наверное, стоит этому посвятить целый раздел. Этого в программе нет, хотя наши дети в не меньшей степени ходят на дополнительные занятия во второй половине дня.
У нас в округе с 1991 года пошли по пути создания ассоциации – объединения, в которое вошли 6 учреждений дополнительного образования, причем здания для четырех из них были построены по индивидуальным проектам. При этой ассоциации были созданы центры: Информационно-методический центр (своеобразная лаборатория для специалистов в области воспитания и дополнительного образования), Центр по взаимодействию с детскими общественными организациями, Центр патриотического воспитания, Детская окружная филармония, окружные технический и художественный советы. Сама специфика работы этих структур представляет собой комплексные целевые проекты, в которых принимают участие другие ведомства. Именно это позволяет объединению работать в качестве открытой социальной системы. В результате получилось довольно демократичное направление работы, и все мысли, все позывы шли снизу, а не, как обычно бывает, сверху. Это важный момент.
В нашем округе второй год по заданию управления образования объединение проводит диагностику эффективности усвоения программ дополнительного образования в школах. Нам интересно определить и классифицировать реализуемые образовательные программы по направленностям, годам обучения, возрастам воспитанников и реальным результатам, которые школьники демонстрируют или не демонстрируют в различных фестивалях, конкурсах и других творческих проектах различных уровней.
Мы знаем, что дополнительное образование делится на систему, где дети занимаются творчеством, и систему на базе школ. В центрах дополнительного образования с детьми занимаются профессионалы, их программы прозрачны, утверждены. В школах так происходит не везде, так как, случается, с детьми занимаются в основном учителя-предметники, и соответственно у них есть определенный недостаток знаний, умений по ведению воспитательной работы в рамках дополнительного образования с детьми в своей школе. Такой учитель хочет или не хочет, но все равно свой предмет в основном и вводит. (Я не беру в расчет тех энтузиастов, которые водят детей в туристические походы, об этом отдельный разговор.) Отсюда недостаточная мотивация учителей-предметников, что приводит к реализации образовательных программ преимущественно одного года обучения.
Возник вопрос, связанный с переходом на 83-ФЗ: любая образовательная оплачиваемая услуга должна иметь какой-то качественный показатель. Каков качественный показатель в сети дополнительного образования, как определить, ребенку дают хорошее дополнительное образование или не очень хорошее, достигаются ли цели программы дополнительного образования (а все школы такие программы имеют) или не достигаются? Эта часть проблем в программе «Развитие образования в Москве на 2012-2016 годы» тоже осталась немного в стороне.
Речь идет о качестве программно-методического обеспечения и повышении квалификации педагогов, эффективности работы методических объединений по различным направлениям, результатах конкурсов образовательных программ и профессионального мастерства педагогов и, конечно же, достижениях воспитанников, а главное – о позитивном отношении потребителей услуг к работе образовательных учреждений.
Мы два года отрабатывали свою окружную программу дополнительного образовании, включили туда разные проблемы – от повышения квалификации педагогов по этой тематике до экспертной оценки программ школ и результатов, показанных детьми на различных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях. Это было сложно, сегодня мы понимаем, что нам нужна все же помощь на городском уровне, потому что одному округу справиться с этим трудно. Но тема интересная, наверное, нужно ее поднимать и обсуждать в плане отработки качественных показателей.
Сегодня чрезвычайно актуальна тема государственно-общественного управления школой. В школе, определенной законом как социальный институт с государственно-общественным управлением, должны быть диапазон новых компетенций, свобода маневра, осознанность и согласованность действий всех заинтересованных сторон, в том числе за счет системы дополнительного образования и воспитания. Мы все сейчас четко понимаем, что не только наши педагогические коллективы, не только наши профсоюзы, не только наши родители, но и все мы должны содействовать созданию управляющих советов. Есть еще и наши дети – самые массовые участники образовательного процесса. Услышать их мнение, донести их мнение до решения вопросов, чтобы они принимали участие в этом процессе в своих ОУ, было также нашей задачей в течение последних двух лет. (Сложно объяснить, что учитель, который, как правило, авторитарен на уроке, тоже имеет право на участие в этом процессе.) Мы начали работу по созданию детских советов во всех образовательных учреждениях и столкнулись с несуразицей: оказывается, детскими движениями занимается не только Департамент образования, но еще и Департамент семейной и молодежной политики, Комитет общественных связей, а также различные муниципальные учреждения, депутатский корпус создает различные детские парламенты, у некоторых партий есть свои молодежные организации. Сегодня мы столкнулись с тем, что наших детей растаскивают, причем не в одном направлении идет все построение молодежной политики, а в разных. Чтобы эту проблему решить, мы договорились с префектурой, с руководителями департаментов, с муниципалитетами, чтобы построить работу с детскими советами на базе школ. Под патронатом главы управы создают детский районный совет на базе школы, которая берет на себя выполнение этой миссии и периодически собирает этот совет, обсуждает с ним разные проблемы, работает с остальными школами, а при префекте ВАО на конференции был создан окружной детский совет. Все без исключения структуры, которые раньше занимались и занимаются детскими общественными организациями, в округе работают на этот окружной совет.
Нам было трудно согласовать наши планы работы с различными ведомствами, однако, например, с Комитетом общественных связей и Департаментом семейной и молодежной политики мы создали единый план по каждому району. В этот план вошли мероприятия, которые обсудили все вместе, теперь мы работаем по этому плану. Поэтому не может быть такой ситуации, которая часто бывала: сегодня мы проводим «Зарницу», вдруг завтра какая-то организация тоже решила проводить эту игру, и мы все туда бежим, затем третья организации затеяла еще одно похожее мероприятие, и мы тоже должны в нем участвовать. Мы теперь работаем по общему плану, но, к сожалению, в Год спорта и здорового образа жизни договориться с Департаментом спорта не смогли. Планов нет ни городского, ни окружного, мероприятий много, они пересекаются, растаскивают ребятишек на одни и те же соревнования, но по разным ведомствам, и это неправильно. Рассчитываю, что в следующем учебном году мы все же и с этим департаментом сумеем договориться о едином плане мероприятий, и все силы будут концентрироваться на одном направлении.
Я думаю, что и департаменту стоит составить единый план и единый календарь проведения массовых мероприятий, конкурсов, фестивалей, спортивных мероприятий с разными ведомствами и действовать по этому плану, не допуская объявления новых в течение года. Следует определить, какое городское учреждение выступает организатором или куратором по определенной направленности, например, работу школьных музеев курируют МосгорСЮТур и Центр военно-патриотического и гражданского воспитания, пока согласованности в действиях этих организаций нет.
Реализация долгосрочной программы возможна при единстве нормативной, ресурсной, кадровой политики всех организаторов воспитаниия и независимо от ведомственной принадлежности приобретает особую ценность, так как создает в округе атмосферу творческой деятельности, требующей поиска, выдумки, принятия нестандартных решений, о чем свидетельствуют результаты целевых долгосрочных программ и проектов, которые дают возможность ребятам противостоять негативному воздействию окружающей среды и способствуют сокращению пространства девиантного поведения детей.
Комментарии