search
main
0

Воспитание патриотов в процессе изучения истории

​Вспомним известное высказывание великого поэта: «Клянусь вам своей честью, что я ни за что на свете не согласился бы ни переменить родину, ни иметь другую историю, чем историю наших предков, какую нам послал Господь».Эти слова А.С.Пушкина звучат ныне очень актуально, так как мы стали забывать о славном прошлом России, а современные дети, к сожалению, мало что знают о своей стране, ее прошлом, ее героях и славных людях, их делах. А ведь именно история – действенное средство воспитания патриотов и формирования граждан.

По словам В.Ключевского: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться». Наша отечественная история – неиссякаемый источник воспитания патриотизма и гражданственности в школе и дома. Воспитание это надо начинать с детских лет, а не ждать, что оно появится само собой. Увлекаясь историей России, я решила, что мои ученики должны узнать Россию лучше, что их кругозор должен расшириться дальше их двора, что моя задача – помочь детям осознать, что страна началась не в год их рождения, показать им Россию как государство с древней и  славной историей – неразрывной, тысячелетней. Изучение истории России мы начали с детьми в третьем классе, так как  этот предмет не был включен в основной учебный план, для него оказалось возможным выделить один урок в неделю. Сначала я использовала учебник Н.И.Ворожейкиной «Наша Родина в прошлом: беседы по истории России», но потом поняла, что материала учебника недостаточно, так как он не позволяет полно представить процесс формирования России как могучего многонационального государства. Тогда я обратилась к различным энциклопедиям, историческим справочникам, Интернету. Тщательно отбирала материал, адаптировала его для детей, печатала специальные карточки – страницы с иллюстрациями. На уроке мы читали эти статьи и вели по ним беседы, искали ответы на вопросы, формулировали выводы. Кроме того, чтобы помочь более точно и ярко представить события, я использовала различные мультимедийные материалы («Дракоша и занимательная история», «Энциклопедия истории России. 862-1917», «Иллюстрированная история Российского государства», фрагменты исторических фильмов, карты). На уроках дети вели тетради, в которые записывались не только темы уроков, но и даты событий, выводы, разъясняли смысл непонятных слов и выражений, вклеивали портреты исторических личностей, выполняли творческие работы. В ходе такой работы у детей постепенно формировалось представление о России как многовековом государстве. Часто на уроках ребята испытывали удивление, восхищение, очень увлеченно, с интересом включались в обсуждение, задавали много вопросов. Дети стали интересоваться исторической литературой, искать интересные и необычные факты, о которых рассказывали на уроке. В четвертом классе благодаря выделенному времени в учебном плане для проектной деятельности мы смогли посвятить истории России два урока в неделю: продолжили изучение истории, одновременно работая над проектом «От Руси к России».Вообще идея создания такого проекта родилась благодаря предложению школьного библиотекаря Т.Дягилевой принять участие в городском конкурсе в области чтения «Читаем вместе». Вместе с библиотекарем мы составили план проекта, выбрали темы, определили сроки выполнения проекта.Сначала я не представляла, с чего начать эту работу. Но уже на первом занятии по проекту, обсудив этот вопрос с ребятами, мы решили разделиться на группы. Проект начали с того, с чего начинали изучать историю в третьем классе, – с  темы «Древние славяне». Решили с ребятами, какие аспекты раздела надо отобразить, и выбрали темы. Одна группа  готовила материал о быте славян, вторая  – о славянах-воинах, третья  – о занятиях славян, четвертая  – о ремеслах. В течение двух недель каждая группа собирала информацию, подбирала иллюстрации. На следующем занятии в группах мы с ребятами обсуждали весь подготовленный материал, отбирали необходимый, обсуждали, каким будет оформление страниц проектного альбома. К концу месяца (каждый раздел проекта рассчитывали выполнить в течение месяца) оформляли страницы альбома, группы представляли свои страницы: дети выступали с сообщениями о том, какую информацию нашли, где, почему отобрали именно этот материал, что нового для себя узнали, что особенно запомнилось, поразило, было интересным, таким образом, формировались монологическая речь, умение грамотно говорить, анализировать рассматриваемые события. В обсуждение включались дети из других групп. За учебный год мы успели оформить четыре большие части проекта: «Древняя Русь», «Московская Русь», «Россия», «Великие соотечественники». Каждая часть состоит из нескольких разделов, например, часть «Древняя Русь» состоит из разделов «Восточные славяне», «Русь и Золотая Орда», «Борьба Руси со шведскими и немецкими завоевателями».По ходу создания проекта мы с ребятами еще составляли словарь исторических терминов. Идею эту предложили  они сами, когда, изучая историю и создавая проект, столкнулись с непонятными для них словами. Для каждого слова мы делали отдельную карточку с иллюстрацией и разъяснением смысла слова или термина.Работа над проектом  шла в дополнительное время (вне расписания уроков), поэтому надо сказать слова благодарности родителям, которые поддержали меня в этом начинании и в начале работы над проектом оказывали значительную помощь, постепенно (по мере того как дети все лучше и лучше ориентировались в изучаемом материале и становились более самостоятельными) ставшую  минимальной. Для городского конкурса в области чтения «Читаем вместе» я и школьный библиотекарь подготовили презентацию и попросили высказать мнение об изучении истории и работе над проектом родителей моего класса. О.Перегняк: «Работа над проектом очень помогает ребятам расширить свой кругозор. Отдельные исторические события изучаются глубоко и подробно, а работа в команде сплачивает ребят».Н.Богачева: «Очень хорошо, что дети делают такой проект. Не зря говорят: «Не зная своего прошлого, не построишь будущее». На мой взгляд, проект объединил не только детей, но и родителей, позволил детям более глубоко узнать прошлое нашей страны».Е.Мусаева: «Изучение истории Отечества имеет важное значение в формировании патриотических чувств, гордости за страну, в которой живешь, понимания своего места в общественной жизни. Работа над данным проектом, по моему мнению, призвана решать эти задачи. А еще она учит ребят работать в коллективе, прислушиваться к мнениям друг друга и помогать. Участие и посильная помощь родителей в этом деле стали настоящим воспитательным примером для наших детей».Наш проект «От Руси к России» занял 1-е место в окружном этапе городского конкурса «Читаем вместе в классе и семье». Впоследствии класс стал лауреатом и городского конкурса. Но, разумеется, самое главное (о чем иной раз, к сожалению, тоже забывается) – это не победы в престижных конкурсах и места в рейтингах, а то, что остается в мыслях и душах ребят. В начале нынешнего учебного года, будучи учеником 5-го класса, размышляя уже не по-детски о смысле и важности изучения истории, Ярослав Лялин написал: «Если ты не знаешь историю, ты несвободный человек». Словно продолжая его мысль, Полина Перегняк высказала следующее утверждение: «Историю нужно изучать, чтобы знать свое прошлое, а не быть Иванами, не помнящими родства». «Если человек не изучает историю, он не развит духовно», – отметил Леня Балин. И словно подытоживая высказанное одноклассниками и соединяя незримыми нитями прошлое, настоящее и будущее, Вика Богачева выразила уверенность в том, что «прошлое нужно изучать потому, что, зная свою историю, народ, восхищаясь идеями, деяниями и победами своих предков, будет сам создавать что-то новое, великое для будущих поколений».Наталия БОРИСОВА, учитель начальных классов школы №888

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте