Ситуация с развитием общественного участия в управлении школой, реализацией принципа государственно-общественного характера управления общим образованием изменилась всего за несколько лет. Времена, когда учебу родных отпрысков родители пускали на самотек, канули в Лету. Сегодняшним мамам и папам не все равно, чему учат их ребенка в школе, как там формируется его характер. А твердая воля и упорство в достижении цели не рождаются на ровном месте. Пассивный исполнитель никого не интересует, общество заинтересовано в грамотных специалистах, способных ориентироваться в запросах и потребностях современной жизни. Пришло понимание, что только совместными усилиями профессиональных педагогов, будущих работодателей, общественных деятелей и, безусловно, родителей можно воспитать успешную и защищенную личность.
Общей миссией специальной целевой программы развития государственно-общественного характера управления образованием на региональном и муниципальном уровнях стало содействие становлению гражданского общества и модернизации российского образования, развитию региональных (муниципальных) образовательных систем прежде всего в области совершенствования управления общим образованием на основе развития государственно-общественного характера управления, общественного участия в принятии и реализации управленческих решений. На школьном уровне – содействие развитию школы, росту ее открытости и демократичности, повышению качества и доступности образования школьников, их гражданскому становлению, прозрачности деятельности школы и привлечению дополнительных внебюджетных ресурсов, гармонизации отношений школы и общества, развитию социального партнерства, укреплению и расширению школьного сообщества.
Главная непосредственная цель программы – создание (на основе предполагаемых обновлений нормативно-правовой базы, передового опыта и предложенных научно-методических рекомендаций) новой практики государственно-общественного управления школами – практики деятельности устойчивых, эффективно работающих вариативных моделей школьных советов, их интеграция в системы управления школами, а также развитие органов государственно-общественного управления на региональном и муниципальном уровнях.
Начиная с 2004 года представители системы образования Московской области активно участвуют в проекте Британского совета по разработке содержания обучения для новой целевой группы – школьных управляющих.
В рамках проекта программы «Реформа системы образования» национального фонда подготовки кадров «Развитие системы управления образованием на школьном уровне (пилотные школы)» с 2005 года апробируются такие модели государственно-общественного управления школой, как организация деятельности попечительского совета и подготовка открытых докладов директора школы (школы городов Дзержинский, Дубна, Ивантеевка).
В 2006 году область выиграла в конкурсе и вошла в число территорий для распространения результатов другого проекта по направлению «Разработка и публикация докладов о состоянии региональных систем образования, публичных докладов школ на базе предлагаемых моделей» (пилотные территории – Раменский и Шатурский райны, Дубна).
Практически все школы Подмосковья обеспечены изданными в области методическими материалами. В свою очередь, специалисты Московской области активно пропагандируют опыт развития общественного участия в управлении в других регионах, представляют его на различных конференциях.
С 2005 года в области проводится систематическое обучение общественных управляющих с использованием вариативных моделей, разработанных в рамках федеральной программы развития образования при активном авторском участии представителей нашего региона. Одновременно в программы повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров введены блоки содержания, отражающие проблематику усиления общественного участия в управлении. Оба направления подготовки обеспечены образовательными программами и учебно-методическими материалами.
На выявленных в исследованиях реальных прецедентах становится видно, что период «заигрываний» и манипуляций заканчивается. В открытых и взаимоответственных отношениях оказываются заинтересованы обе стороны. Практика показывает, что апробация и внедрение новых моделей образовательных учреждений (не просто «демократичных» на словах, но транслирующих культуру партипасипативного управления и публичного диалога) оказываются значимы не только для системы общего образования, но для разных групп общественности: родительской, местного сообщества, бизнеса.
При этом государственно-общественное управление образованием в Московской области не вводилось директивным порядком ни на региональном, ни на муниципальном уровнях. И это следует признать разумным и оправданным подходом. «Инновации по команде сверху», а тем более в такой специфической области, как соуправление образовательными системами с привлечением общественности, могли бы дискредитировать идею и модели, и практические попытки их реализации.
В настоящее время в Московской области наиболее широко распространена такая форма государственно-общественного управления, как совет образовательного учреждения. Наиболее активно работа по созданию советов проводится в городах Бронницы, Звенигород, Коломна, Лобня, Лыткарино, Протвино, Можайском и Мытищинском муниципальном районах. И того их в Московской области – 1344.
В образовательных учреждениях региона – 445 попечительских советов. Наиболее активно эта работа ведется в Дубне, Королеве, Лыткарине, Коломенском и Шаховском районах. На муниципальном уровне попечительские советы созданы в городах Дубна, Жуковский, Подольск, Электросталь.
На практике попечительские советы образовательных учреждений Подмосковья концентрируют усилия на решении финансово-экономических вопросов: привлечение внебюджетных средств, контроль за их использованием, реализация проектов развития материально-технической базы. Однако имеется и опыт включения родителей в содержательный процесс обучения, например, организация участия в учебной проектной деятельности, проведение конференций или учебно-производственной практики.
В Московской области – 2516 органов соуправления родительской общественности. В Подольском районе создана Ассоциация школьных родительских комитетов.
Важной составляющей государственно-общественного управления образовательным учреждением стало ученическое самоуправление, которое обеспечивает широкое участие членов коллектива в управлении, создает возможности для гражданской деятельности обучающихся не только в учебном процессе, но и вне его. Их в муниципальных образовательных учреждениях Подмосковья 1056.
На муниципальном уровне заслуживает внимания и изучения опыт работы органов государственно-общественного управления в различных формах:
– общественные советы по образованию при главе муниципального образования;
– координационные советы по различным направлениям деятельности;
– советы руководителей образовательных учреждений;
– фонд развития образования;
– совет ветеранов педагогического труда;
– совет молодых педагогов.
Наряду со сравнительно традиционными формами общественного участия в управлении все более реальной и действенной формой управления образовательным учреждением, сочетающей в себе государственную (муниципальную) и общественную составляющие, становится школьный управляющий совет. В Московской области действуют с соблюдением всех требований, выработанных в ходе федеральной экспериментальной работы, 18 управляющих советов, но интерес к их работе и их влияние на общественное мнение уже сегодня значительно превышают их формальную представленность и удельный вес в системе.
Таким образом, можно констатировать наличие в системе общего образования Московской области позитивных предпосылок (нормативно-правовых, морально-психологических, информационно-методических, кадровых) для реального усиления общественного участия в управлении школой на всех уровнях.
В качестве главной стратегической линии видится и постепенно утверждается становление на школьном уровне школьных советов с реальными управленческими полномочиями, включая полномочия, связанные с распределением стимулирующей части фонда оплаты труда, что может осуществляться как путем приобретения и освоения таких полномочий ныне действующими советами общеобразовательных учреждений и школьными попечительскими советами, так и путем создания собственно управляющих советов с внесением соответствующих изменений в уставы учреждений и их регистрацией.
Попечительские организации в соответствии с такой стратегией преимущественно создаются не внутри школы, а «рядом с ней» в качестве различных форм НКО или на муниципальном уровне. Главным органом государственно-общественного управления на региональном уровне должен стать областной государственно-общественный совет по развитию образования, а на местном уровне – муниципальные государственно-общественные советы по развитию образования.
Органы управления и представители экспертного сообщества области видят определенные риски, связанные с переходом к массовому практическому повсеместному распространению новых моделей общественного участия в управлении, когда зачастую количество и охват идут не на пользу качеству и глубине работы, новшества внедряются формально, а реальная ситуация меняется мало. Поэтому предполагается введение ясных индикаторов мониторинга результативности введения новых моделей государственно-общественного управления, охватывающих не только их количество и повсеместность распространения, но и полномочия, содержание деятельности, ее активность, действенность, качество взаимодействия с ведомственными и властными структурами, реальное влияние на ситуацию в школе, образовании, местном сообществе.
Стратегическим ориентиром развития системы государственно-общественного управления в области является ориентация на системность, комплексный характер реализации данного принципа, что предполагает:
– создание и развертывание деятельности органов образовательных учреждений на всех уровнях управления образованием,
– введение публичной отчетности всех уровней системы общего образования,
– обеспечение участия общественности в контроле и оценке качества образования (процедуры лицензирования и аттестации, общественные наблюдатели ЕГЭ).
Ключевым условием расширения и повышения эффективности участия общественности в управлении образованием становится институционализация этого участия, а это значит, что гражданские институты участвуют в формировании и реализации образовательной политики, стратегий и программ развития образования, в формировании ресурсной базы, бюджета системы образования и контроле за его эффективным исполнением, в формировании общественного, гражданского заказа на содержание и качество образования, ориентация системы образования на его реализацию, в осуществлении общественного контроля качества образования.
Александр МОИСЕЕВ, проректор по научной работе АСОУ
Комментарии