В Совете Федерации состоялись парламентские слушания «Об общенациональной стратегии развития воспитания в Российской Федерации». В обсуждении приняли участие председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, председатель Комитета Госдумы Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, руководитель рабочей группы по разработке стратегии, ректор РУДН Владимир Филиппов.
Валентина МАТВИЕНКО, председатель Совета Федерации РФ:- Стратегия воспитания призвана определить основные приоритеты государственной политики в сфере воспитания. Ее разрабатывали в тесном взаимодействии с общественностью и экспертным сообществом, она подготовлена по инициативе и при активном участии Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Самое главное, что воспитанию в проекте стратегии официально придан статус государственного приоритета, подчеркнута его взаимосвязь со свободой самореализации людей, закреплено положение о возвращении воспитания в систему образования. Состоявшееся широкое обсуждение проекта стратегии продемонстрировало как огромный интерес к проекту, так и довольно серьезный разброс мнений по тем или иным вопросам. Это в принципе было ожидаемо, мы помним, какие острые дебаты шли и по самой Национальной стратегии действий в интересах детей, и по проекту Федерального закона «Об образовании в РФ», и по Концепции государственной семейной политики. Тем не менее в ходе такого широкого обсуждения нам каждый раз удавалось выйти на те формулировки, которые созвучны ожиданиям общества. Такого же общественного согласия мы должны добиться и по ключевым вопросам воспитания. Россия, как известно, отличается разнообразием этносов, национальных культур и традиций, обычаев, у нас представлены все мировые религиозные конфессии, поэтому было бы большой ошибкой пытаться применять в воспитании какие-то единые шаблоны. В том, что касается построения воспитательной работы, конкретных форм и методов, обязательно должен быть простор для творчества. Стратегия, с одной стороны, обязана нацеливать на творческий поиск, а с другой стороны, стать документом общественного согласия. Только тогда будет сила в этом документе. Важнейший вопрос – роль семьи в воспитании. Мое глубокое убеждение, что ее роль ничто не может заменить, она была, есть и всегда будет первичной ячейкой воспитания. Другое дело, что государство и общество должны помогать ей успешно выполнять воспитательные функции. Сейчас институт семьи подвергается нелегким испытаниям на прочность, велико число разводов, гражданских браков, не изжито социальное сиротство. Семье необходима не только психологическая и методическая поддержка, у нее должны быть материальные ресурсы для обеспечения достойного уровня жизни. Политика государства должна быть такой, чтобы три ребенка для семьи не становились финансово непосильным бременем.Одно из позитивных явлений – вернувшееся понимание того, что детский сад, школа, вуз не просто место предоставления образовательных услуг, воспитание – такая же их миссия, как и обучение, это традиционная неотъемлемая часть отечественной системы образования. Демагогические попытки отказа от этого в начале 90-х годов дорого стоили стране и обществу, негативно сказались на качестве нашего человеческого капитала. Считаю необходимым наращивать поддержку образовательных организаций, успешно сочетающих учебные и воспитательные функции. Я считаю, что в стратегии нужно полнее отразить основы государственной культурной политики, использовать тот воспитательный потенциал, который заложен в проведении Года литературы. На основе стратегии будет принят комплексный план ее реализации и приняты необходимые изменения в государственные программы, в законодательную и нормативную базу.
Комментарии