Московские педагоги всегда занимались воспитанием своих подопечных и добивались значительных успехов в этой деятельности. Но сегодня настоятельным требованием времени становится установление контактов со всеми теми организациями, которые могли бы стать заинтересованными участниками этой работы на уровне города, округа, школы. Опыт такого сотрудничества уже есть.
Татьяна МАКСИМОВА, заместитель начальника Управления воспитания и дополнительного образования Департамента образования Москвы:
– Наша позиция в воспитательной работе – это прежде всего информирование детей о работе дворцов творчества, о кружках, секциях, клубах, обо всех интересных мероприятиях, конкурсах, концертах, вечерах, экскурсиях, поездках, походах, которые проводятся и в которых участвуют их сверстники. Ребята должны представлять себе, что есть интересная жизнь и они могут принимать в ней самое активное участие, более того, сами могут организовывать свой досуг в соответствии со своими способностями, талантами и устремлениями. То есть инициатива приветствуется, наша задача – поддержать, помочь, научить.
Сегодня очень многие общественные организации стремятся работать вместе со школами. Но, например, программы, предлагаемые ими в рамках профилактики наркомании, проходят экспертизу, которая позволяет выяснить, не нанесут ли они вред воспитанию. Сегодня в Московском городском психолого-педагогическом университете мы создаем центр профилактики наркомании, в нем будет работать экспертный совет, который определит, может та или иная программа быть допущена в учебное заведение. Мы ведь должны гарантировать родителям, что их дети в школе не получат ненужной и даже вредной информации. По поводу работы общественных организаций в школе мы также планируем создать экспертный совет, который будет определять, стоит ли доверять той или иной организации ведение воспитательной работы совместно со школой, не будет ли та иметь пагубные последствия. Ведь мы знаем, как стремятся проникнуть в школы, скажем, организации экстремистского толка, которые допускать туда никак нельзя. Но есть и очень интересные достойные общественные формирования, которые нам стоит поддерживать. Мы сейчас создаем банк данных тех общественных организаций, которые проявили себя наилучшим образом, мы будем этот банк пополнять, мы открыты для сотрудничества по разным направлениям работы. У нас уже подписано множество соглашений по работе с общественными организациями, и мы будем развивать такое сотрудничество дальше. Думаем о создании ассоциации общественных организаций, работающих вместе с системой образования.
Валентина БАДИЛ, начальник Западного окружного управления образования:
– Сегодня у нас стоит непростая задача – создать воспитательное пространство средствами образования. Но одно образование решить эти проблемы не может, поэтому необходимо объединять усилия многих ведомств и государственных институтов. Еще в 1998 году впервые прозвучала мысль о том, как тесно связаны воспитание и социализация подростка. К сожалению, нынче острота этой проблемы не снята, образование как государственный институт несет профессиональную ответственность за будущее поколение. С другой стороны, задача воспитания и социализации ни в коем случае не может оказаться делом исключительно системы образования, она выходит на первый план в государстве, ее реализацию считает чрезвычайно важной Президент России, отчасти это происходит так потому, что ее решение напрямую связано с задачами создания новой экономики. То, что национальный проект «Образование» предусматривает вознаграждение за труд классных руководителей, говорит о том, что государство напрямую заинтересовано в воспитании подрастающего поколения, свидетельствует о понимании того, что в будущее должны прийти новые люди, позитивные в своей социальной активности. Это и заставляет нас очень серьезно заниматься проблемами воспитания и социализации подростков.
Создание воспитательного пространства в Западном округе начиналось три года назад, программа экспериментальной деятельности в этом направлении изначально была согласована со всеми отраслями социальной сферы, находящимися на территории округа, координационный совет возглавил заместитель префекта. Нам приходилось начинать работу, как говорится, на ровном месте, самое главное, что необходимо было провести мониторинг уже существующей воспитательной работы для того, чтобы определить направления будущей деятельности. У нас, конечно, был большой опыт воспитательной работы, которая шла и на уровне Департамента образования, и на уровне окружного управления образования, но, как оказалось, самой успешной, самой эффективной становится та воспитательная работа, которая ведется внутри образовательного учреждения. Эта ограниченность, создающая некий конгломерат внутри школы, оказалась одновременно и способствующей развитию воспитательной работы, и создающей определенные трудности, потому что, как удалось выяснить, очень успешные школы, имеющие свои замечательные воспитательные системы, противостоящие «тлетворному влиянию улицы», не готовят детей к тому, что их ожидает в жизни. Между тем школа должна готовить детей к жизни, к тому, что их там ожидает.
Начиная работать над созданием воспитательного пространства в округе, мы предложили сразу несколько серьезных экспериментальных проектов. Первое же совещание с представителями социальной сферы округа в управлении образования показало, что, принимая взрослые решения о создании такого пространства поначалу на территории каждого района, мы забывали узнать о главном – о том, что же думают наши ученики, о том, чего они хотят, чего они ждут. Нам нужно было об этом с ними переговорить, но разговор в рамках первой молодежной переговорной площадки закончился конфликтной ситуацией, потому что разговор молодежи с властью был очень острым. Дети, как оказалось, умеют говорить, имеют собственное мнение. Тема обсуждения на переговорной площадке была сформулирована так: «Безопасная среда обитания», и она была очень хорошо знакома подросткам, в ходе встречи и нам удалось сделать для себя какие-то определенные открытия. Дело в том, что у взрослых и у подростков разные представления о том, какая среда для наших ребят опасна, а какая – безопасна.
Сегодня на территории округа стабильно работают сразу несколько переговорных площадок. Все мы знаем, что такое встречи с населением, которые проходят у нас в каждом муниципальном районе, но теперь еще эти формы работы обогатились молодежными площадками, на которых происходят встречи молодежи с главами управ, представителями законодательной власти, СМИ, что для нас очень важно. Работа молодежных переговорных площадок показала, что сегодня можно не только формировать воспитательное пространство, но и заниматься созданием определенной инфраструктуры, используя возможности управления образования, коллег из других управлений социальной сферы, учитывая мнение наших ребят.
У нас в округе теперь весьма успешно работают школы лидеров, и мы рады, что можем принимать участие в городской программе, поскольку Москва очень активно создает молодежные органы управления и у нас есть свои ребята, которых мы растим для того, чтобы в будущем они смогли занять подобающее место в органах исполнительной власти, тем более что они очень хорошо знают те территории, где живут и учатся. Каждая школа лидеров создает не только молодежный совет, она дает нам ребят, которые идут в школьные ученические коллективы и создают там новые молодежные объединения, реализующие тот или иной социальный проект.
В Москве развиты самые разнообразные формы воспитательной работы, и, мне кажется, уже можно говорить о том, что нам нужен новый московский национальный проект «Молодежная политика». Ведь создавая воспитательное пространство в районе или в округе, мы должны помнить, что живем в огромном столичном регионе и Москва должна создать свое городское воспитательное пространство, включающее в себя все те территории, с которыми мы работаем. Новый проект, на мой взгляд, позволит нам предложить совершенно новое содержание воспитательной работы.
Татьяна ШВАРЦ, директор школы №519:
– Наша школа стала ресурсным центром района Печатники Юго-Восточного административного округа Москвы по ранней профилактике наркомании, токсикомании, ВМЧ/СПИДа, алкоголизма и табакокурения. Эта работа стала частью работы округа, которая заключается в проведении бесед и индивидуальной работы с учащимися и родителями, в деятельности педагогического коллектива, в организации досуга учащихся, вовлечении их в занятия спортом, художественным творчеством, кружковой работой, способствующие развитию творческих инициатив ребенка, активному и полезному проведению им своего свободного времени, формированию законопослушного поведения. Проведение спортивных соревнований, конкурсов, выставок, олимпиад, привлечение к участию в них широкого круга учащихся в качестве не только участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворять потребность ребят в общении, значительно ограничивая риск возникновения вредных привычек.
С сентября 2003 года в 519-й сотрудники молодежного социально-психологического центра «Двери» начали работу по проекту «Создание добровольческой подростковой команды на базе школы» при поддержке Комитета по общественным связям правительства Москвы. Целью этой работы стало создание волонтерской добровольческой команды, которая сможет организовывать и проводить различные профилактические мероприятия. В рамках проекта были проведены семинары для подростков, циклы тренинговых занятий для них, методический семинар для педагогов о профилактической работе в подростковой среде, была подготовлена школьная команда добровольцев. Теперь все профилактические мероприятия проводили сами школьники, это позволяло создать доверительную обстановку для общения сверстников, получать полезную для них информацию, высказывать мнение по актуальным проблемам. Участвуя в таких занятиях, ребята смогли развить множество навыков, полезных в жизни, более глубоко осознали возможные личные риски, утвердились в активной позиции по отношению к многим вредным привычкам. Наиболее активные участники тренингов получили возможность продолжить дальнейшую работу в проекте – пройти специальную подготовку и войти в состав волонтерской команды. Ребята восприняли самостоятельную добровольческую деятельность как очень важную ступень в своем личном и гражданском развитии, работа в добровольческой команде не только дала им возможность проявить себя как активным лидерам в школьном коллективе, но и оценить свой потенциал, свои ресурсы, повысить свой статус в глазах сверстников.
В результате школа получила команду активных и инициативных ребят, которые имеют навыки работы с молодежью, демонстрируют уверенную и ответственную личную позицию по отношению к актуальным современным проблемам. Волонтеры провели конкурсы стенгазет и плакатов «Скажем наркотикам нет!», «Долой вредные привычки!», конкурсы рефератов и проектных работ, спортивные соревнования, они стали организаторами районного брейн-ринга «Я – гражданин!», приняли участие в городском конкурсе плакатов «Москва – без наркотиков». Вместе с центром «Двери» волонтерская группа провела семинары и тренинги в школах районов Печатники, Кузьминки, Люблино, Текстильщики.
В апреле 2005 года волонтеры нашей школы начали самостоятельную добровольческую работу. Используя методическое пособие «Правильный выбор», разработанное директором научно-методического центра «Диагностика. Адаптация. Развитие» имени Выготского Серафимой Моисеевной Чечельницкой, ребята провели серию тренингов и на одном из них приняли решение о создании клуба «Правильный выбор», затем открыли свой сайт в интернете. Неоднократно добровольцы проходили учебу в каникулярное время на тренировочной базе МЧС в Московской области в «Школе ПРОдвижения», организованной Домом детских общественных организаций. Все члены волонтерской группы летом 2005 года выезжали в летний трудовой лагерь в Коломенский район Московской области, работали в лагере по своей программе: проводили семинары и тренинги, конкурсы агитбригад и агитлистков, вовлекали сверстников в соревнование трудовых бригад, создали свою школьную агитбригаду.
Интересная работа не могла не привлечь новых участников: с начала 2005 – 2006 учебного года волонтерская группа увеличилась более чем в два раза. В результате возникла школьная организация волонтеров «Правильный выбор», ребята разработали свой кодекс волонтера, изготовили флаеры и буклеты, составили план работы на учебный год, запланировав, помимо различных семинаров и тренингов, подготовку новых волонтеров из числа девяти- и десятиклассников, предусмотрев участие в проведении многих внеклассных мероприятий.
В 2005 году школа №519 получила благодарственное письмо московского Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков за большие достижения в профилактике наркомании среди учащихся.
Комментарии