search
main
0

Воспитание на «отлично». Основные результаты Рейтинга муниципальных детских садов России-2013

РИА «Новости» при поддержке Института психолого-педагогических проблем детства РАО, «Учительской газеты», при участии региональных органов управления образованием 16  регионов РФ в рамках проекта «Социальный навигатор» подготовило Рейтинг муниципальных детских садов России-2013, что стало продолжением проекта, результаты которого были представлены в декабре 2012 года (Рейтинг муниципальных детских садов России-2012 восьми регионов России).В рейтинг вошли 3536 дошкольных образовательных организаций Волгоградской области, Еврейской автономной области, Калужской области, Красноярского края, Курской области, Новосибирской области, г.Москвы, Самарской области, Тамбовской области, Республики Коми, Республики Мордовия, Рязанской области, Удмуртской Республики, Ульяновской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, региональные органы управления образованием или отдельные образовательные учреждения которых приняли решение об участии в этом проекте. Так, в московскую часть рейтинга включено только 4 государственных, муниципальных детских сада, решивших участвовать в исследовании на добровольной основе.Рейтинг сформирован на основе методики, разработанной Институтом психолого-педагогических проблем детства РАО и согласованной Экспертным советом по образованию РИА «Новости». Детские сады оценивались с точки зрения условий, созданных для ребенка, педагогического состава и дополнительных услуг детского сада. Рейтинг представлен как по всей выборке исследования («Сводный рейтинг»), так и по отдельным регионам (при полной сопоставимости приводимых значений).

Всего в исследовании по рейтингованию приняли участие 3536 детских садов, представляющих 16 регионов Российской Федерации. В процессе исследования был собран исходный массив данных, представляющих собой информацию о характеристиках детских садов, которую можно дифференцировать на три категории: «Условия, созданные для ребенка в детском саду», «Педагоги, работающие с детьми в детском саду» и «Дополнительные услуги в детском саду». Базируясь на данных категориях, был составлен итоговый сводный рейтинг (рис. 1), иллюстрирующий распределение детских садов от детского сада, получившего наименьший рейтинг (21,43%), до лидирующей дошкольной образовательной организации (54,95%).Практически все детские сады находятся в диапазоне значений от 25% до 50%. Лишь четыре детских сада из всего массива собранных данных превысили пятидесятипроцентный рубеж: три дошкольных учреждения весьма незначительно и лидирующий в рейтинге детский сад с отрывом почти в пять процентов. Ниже рубежа в 25% по итогам рейтингования оказался 21 детский сад.Основываясь на разбиении всего потенциального спектра рейтингового распределения на четыре части в соответствии с качественными характеристиками, данным частям были присуждены шкальные оценки, подразумевающие определенное соответствие рейтинговым критериям. Так, соответствие дошкольного учреждения критериям на уровне 75% и выше обозначается оценкой «отлично», соответствие в рубеже 50%-75% обозначается оценкой «хорошо», в рамках 25%-50% – оценкой «удовлетворительно» и соответствие менее 25% критериев обозначается оценкой «неудовлетворительно». В соответствии с данной оценочной системой ни один детский сад не соответствует оценке «отлично» (табл. 1), четыре лидирующих детских сада (0,1%) соответствуют оценке «хорошо». Основная масса исследуемой выборки, состоящая из 3511 детских садов (99,3%), соответствует оценке «удовлетворительно». Как «неудовлетворительно» оценен 21 детский сад (0,6%). Анализ контекстной информацииПри рассмотрении контекстной информации вскрываются проблемы некоторых руководителей детских садов во владении современными электронными информационными технологиями. Так, не все детские сады имеют интернет-сайты – 433 дошкольные организации (12,2%) не заполнили соответствующий пункт анкеты или указали в нем на отсутствие сайта. 332 детских сада (9,4%) не имеют адреса электронной почты. Некоторые из руководителей путают адрес интернет-сайта и адрес электронной почты, внося их в несоответствующие графы анкеты, несмотря на наличие подробной инструкции по заполнению и приведенные в ней примеры. Один детский сад, написав адреса сайта и электронной почты, указал на отсутствие в дошкольной организации Интернета.88 детских садов (2,5%) имеют в наличии ночные группы. Осуществляют доставку детей в детский сад лишь 174 организации (4,9%).3522 детских сада (99,6%) работают по комплексным образовательным программам. Данные программы ориентированы на всестороннее развитие ребенка и затрагивают социально-личностное, физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое направления развития. Они способствуют становлению специфических видов детской деятельности (игровая, предметная, изобразительная, театрализованная и др.) и содействуют формированию различных способностей ребенка. Только 14 детских садов (0,4%) из всего массива выборки не пользуются в своей работе комплексными программами. Остальные дошкольные образовательные организации чаще других комплексных программ в работе руководствуются следующими из них:- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – по данной программе работают 1113 детских садов (31,6%);- «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – программу используют 1048 детских садов (29,8%);- «Детство» под ред. В.И.Логиновой и др. – данная программа используется в работе 677 детскими садами (19,2%);- «Радуга» под ред. Т.Н.Дороновой – по программе работает 401 детский сад (11,4%);- «Школа 2100», науч. рук. А.А.Леонтьев – программу используют в работе 214 детских садов (6,1%);- «Кроха» (Г.Г.Григорьева) – программа используется в 131 детском саду (3,7%);- «Истоки» под ред. Л.А.Парамоновой – по программе работают 95 дошкольных образовательных учреждений (2,7%);- «Из детства в отрочество» (Т.Н.Доронова и др.) – по программе работают 85 детских садов (2,4%);- «Успех», науч. рук. А.Г.Асмолов – данная программа используется в работе 66 детскими садами (1,9%).3062 детских сада (86,6%) используют в своей работе парциальные образовательные программы. Данные программы имеют локальный характер и включают одно или несколько направлений развития ребенка (например, программы физического развития и здоровья ребенка, здоровьесберегающие программы, программы художественно-эстетического развития, экологического воспитания и др.). Наибольшей популярностью в выборке детских садов среди данного типа программ пользуются следующие программы:- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина) – программу в работе используют 1133 детских сада (37%);- «Юный эколог» (С.Н.Николаева) – по программе работают 1029 детских садов (33,6%);- «Цветные ладошки» (И.А.Лыкова) – по программе работают 627 детских садов (20,5%);- «Развитие речи» (О.С.Ушакова) – программу используют 529 дошкольных учреждений (17,3%);- «Наш дом – природа» (Н.А.Рыжова) – по программе работают 408 детских садов (13,3%);- «Музыкальные шедевры» (О.П.Радынова) – данную программу используют в работе 390 детских садов (11%);- «Мы» (Н.Н.Кондратьева) – данная программа используется в работе 147 детскими садами (4,2%);- «Старт» (Л.В.Яковлева, Р.А.Юдина) – программу используют 97 дошкольных учреждений (2,8%);- «Как хорошо уметь читать!» (Д.Г.Шумаева) – по программе работают 65 детских садов (1,8%).Не все руководители заполняли анкету корректно, поэтому некоторое количество комплексных и парциальных программ было перепутано и ошибочно внесено в несоответствующие им графы.699 детских садов (19,8%) заявляют об использовании в работе авторских образовательных программ. Однако не все руководители, заполнявшие анкету, внесли в графу именно авторские программы – в перечень авторских попало незначительное количество парциальных и даже комплексных образовательных программ.Анализ критериев исследованияРассматривая критерий «Условия, созданные для ребенка в детском саду», можно выделить два составляющих блока условий: «Здоровье и безопасность» и «Организация пространства». Первый блок условий образуется из показателей соотношения количества персонала, ответственного за здоровье ребенка, на каждого воспитанника, фактов наличия или отсутствия замечаний со стороны органов Роспотребнадзора, из оценок различных комиссий по готовности и приемлемости помещений и территорий детского сада для профессиональной деятельности дошкольной образовательной организации и из показателей безопасности пребывания ребенка в детском саду.Результаты исследования в области сбережения здоровья воспитанников показали, что лишь 322 детских сада (9,1%) из общего массива выборки укомплектованы штатными врачами, 2256 детских садов (63,8%) имеют в штате одну или несколько медицинских сестер. Штатными психологами располагают 1684 детских сада (47,6%) и 1894 дошкольные организации (53,6%) имеют штатных логопедов. 1068 детских садов (30,2%) могут предоставить соответствующие условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.Исследование в сфере обеспечения безопасности показало, что 3511 детских садов (99,3%) располагают огороженной территорией для прогулок, 1597 детских садов (45,2%) охраняются в дневное время суток, 2777 детских садов (78,5%) оборудованы тревожной кнопкой или другой охранной сигнализацией и 3491 дошкольная организация (98,7%) оборудована работающей пожарной сигнализацией.Блок условий «Организация пространства» формируется показателями оценок различных комиссий по приему дошкольной образовательной организации к новому учебному году в плане эстетического оформления, обеспеченности образовательными пособиями и игрушками, из наличия специально оборудованных помещений и площадок для образовательной и игровой деятельности, а также наличием бассейна, спортивной площадки, спортивного и музыкального залов, зимнего сада. Также составляющим данный блок компонентом является показатель применения компьютерной техники и электронных средств для проведения занятий.Благодаря проведенному исследованию было выявлено, что 2929 детских садов (82,8%) имеют в своем распоряжении специально оборудованные помещения и площадки для образовательной деятельности, а 2803 дошкольные организации (79,3%) – специальные помещения и площадки для игровой деятельности. Бассейн в своем распоряжении имеют 483 детских сада (13,7%), 507 дошкольных организаций (14,3%) располагают зимним садом и 2849 детских садов (80,6%) оборудованы музыкальным залом. Спортивным залом обеспечены 2194 дошкольные организации (62,1%), и 2976 детских садов (84,2%) имеют спортивную площадку. 1985 детских садов (56,1%) используют компьютеры и электронные средства для проведения занятий.Все детские сады по критерию «Условия, созданные для ребенка в детском саду» (табл. 2) получили оценки «хорошо» и «удовлетворительно». Наиболее высокие результаты среди прочих регионов получили Москва, Тамбовская, Самарская и Ульяновская области – от 75% до 100% детских садов из данных регионов получили оценку «хорошо».Критерий «Педагоги, работающие с детьми в детском саду» представлен такими характеристиками, как: количество штатных педагогов, педагогов-специалистов (например, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-дефектолог и т. д.), количество педагогов, имеющих определенный стаж педагогической деятельности, количество педагогов, имеющих высшее педагогическое образование и среднее профессиональное образование, а также количество педагогов с первой и с высшей категорией. Также данную категорию составляют показатели количества наград, премий, поощрений, имеющихся у детского сада за участие в конкурсах и других мероприятиях, число педагогов, имеющих награды и поощрения, а также факты привлечения для работы в детском саду педагогов из учреждений дополнительного образования, культуры и спорта и факты прохождения сотрудниками повышения профессиональной квалификации в период, предшествовавший непосредственному сбору данных.Из всей выборки 395 детских садов (11,2%) не укомплектованы педагогами с высшим педагогическим образованием и 112 детских садов (3,2%) – педагогами со средним профессиональным образованием. 461 дошкольная образовательная организация (13%) не располагает педагогами первой категории, и 1602 детских сада (45,3%) – педагогами высшей категории. В 356 детских садах (10,1%) ни один из сотрудников не проходил в последние несколько лет процедуру повышения квалификации. 2968 дошкольных образовательных организаций (83,9%) укомплектованы педагогами, обладающими различными наградами и поощрениями. Наградами, премиями и поощрениями, присуждаемыми за участие в конкурсах и других мероприятиях не педагогам, а детскому саду, обладают 3004 дошкольные организации (85%). Практикой привлечения специалистов из других сфер для работы в детском саду пользуется 1221 дошкольная организация (34,5%).Подавляющее большинство детских садов по данному критерию соответствуют оценке «удовлетворительно» (табл. 3). Лишь один детский сад из Самарской области, лидирующий в общем рейтинге, соответствует оценке «хорошо». Самые низкие результаты показали детские сады Еврейской автономной области, 55% которых получили оценку «неудовлетворительно».Критерий «Дополнительные услуги в детском саду» образуется из показателей количества дополнительных образовательных и необразовательных услуг, реализуемых в детском саду, и количества детей, пользующихся данными услугами на платной и бесплатной основе.2268 детских садов (64,1%) реализуют для своих воспитанников дополнительные образовательные услуги, и лишь 629 детских садов (17,8%) предоставляют возможность своим воспитанникам воспользоваться услугами необразовательного характера.Большинство детских садов по критерию «Дополнительные услуги в детском саду» соответствуют оценке «удовлетворительно» (табл. 4). Оценку «хорошо» получил лишь один детский сад из Удмуртской Республики. Самые низкие результаты показали детские сады Курской и Рязанской областей, республик Коми и Мордовия, а также Еврейской автономной области, от 45,3% до 50% которых получили оценку «неудовлетворительно».Сравнительный анализ полученных результатов рейтингования 2012 и 2013 годовПри сравнении результатов рейтингования 2012 и 2013 годов обнаружены некоторые различия, характерные как для общих итогов, так и для отдельных составных параметров рейтинга.В целом рейтинговое расположение практически не изменилось – нижние границы распределения практически одинаковы в обоих рейтингах – 21,84% на 2012 год и 21,43% на 2013 год. 17 детских садов (0,8%) не достигают пространства критериев, соответствующих оценке «удовлетворительно» на период 2012 года и 21 дошкольное учреждение (0,6%) – на 2013 год. Верхние границы рейтинга в поле распределения в исследовании текущего года немного снизились по сравнению с предыдущим – 54,95% и 60,04% соответственно. Заметно уменьшилось количество детских садов, вошедших в пространство критериев, соответствующих оценке «хорошо», – если на 2012 год таких садов было 59 (3%), то на 2013 год – всего 4 (0,1%). Львиная масса детских садов в обоих случаях соответствует оценке «удовлетворительно» – 96,2% на 2012 год и 99,3% на 2013 год.Прослеживается положительная динамика во внедрении в деятельность дошкольных организаций современных информационных технологий. Если на 2012 год 52,2% детских садов не имели собственного интернет-сайта, то на 2013 год это число заметно уменьшилось и составляет 12,2%. Схожая тенденция прослеживается и с наличием адреса электронной почты у детских садов – если в предыдущем рейтинговании были выявлены 22% дошкольных организаций, не имеющих электронной почты, то данное исследование выявило снижение их количества до 9,4%. Однако в качественном плане, как отмечалось и раньше, подчас происходит недопонимание руководителями разницы между адресом электронной почты и адресом интернет-сайта, что говорит о незавершенности интеграции современных технологий в повседневную деятельность дошкольных образовательных учреждений.Условия, созданные для ребенка в детском саду, по сравнению с предыдущим годом выглядят чуть менее предпочтительными – если на период 2012 года 56% дошкольных организаций были оценены «хорошо» и 44% «удовлетворительно», то на 2013 год оценку «хорошо» получили 49,5% детских садов, а «удовлетворительно» – 50,5%. Однако данный факт может объясняться и увеличением исследуемой выборки по сравнению с выборкой предыдущего рейтингования.В блоке «Здоровье и безопасность» заметны разнонаправленные тенденции по показателям укомплектованности штата сотрудников: увеличилось количество детских садов, имеющих штатных врачей и медицинских сестер, – с 8,7% на период 2012 года до 9,1% на 2013 год и с 43,6% до 63,8% соответственно. А вот количество штатных психологов и логопедов в детских садах сократилось – с 60,6% на период 2012 года до 47,6% на 2013 год и с 60% до 53,6% соответственно.Увеличился процент детских садов, охраняемых в дневное время суток, – с 41,6% до 45,2%. Количество детских садов, оборудованных тревожной кнопкой или другой охранной сигнализацией, понизилось с 83,4% на период 2012 года до 78,5% на 2013 год. Практически все дошкольные организации оборудованы пожарной сигнализацией, их число немного выросло – 98,3% на 2012 год и 98,7% на 2013 год. Огороженной территорией для прогулок на период 2012 года располагали 98,6% детских садов, на 2013 год – 99,3%.В блоке «Организация пространства» увеличилось количество детских садов с соответствующими условиями для детей с ограниченными возможностями здоровья – если на период 2012 года их было 28,7%, то на 2013 год их стало 30,2%. Детских садов, оборудованных специальными помещениями и площадками для образовательной деятельности, стало меньше – 87,5% на 2012 год и 82,8% на 2013 год. Количество же специальных помещений и площадок для игровой деятельности, наоборот, увеличилось – на момент предыдущего рейтингования ими располагали 73,8% детских садов, данное исследование выявило уже 79,3% детских садов. Заметны небольшие изменения в количестве детских садов, располагающих бассейном (13,8% на 2012 год и 13,7% на 2013 год), зимним садом (12,9% на 2012 год и 14,3% на 2013 год), спортивным залом (59,8% на 2012 год и 62,1% на 2013 год), спортивной площадкой (85,3% на 2012 год и 84,2% на 2013 год). Снизилось количество детских садов, имеющих музыкальный зал, – с 86% на 2012 год до 80,6% на 2013 год.Заметно увеличилась компьютеризация процесса обучения в детских садах – число дошкольных организаций, использующих компьютеры и электронные средства для проведения занятий, увеличилось с 41,6% до 56,1%.В категории «Педагоги, работающие с детьми» заметно снижение показателей. По результатам исследования 2012 года 9 детских садов соответствовали оценке «хорошо», по результатам данного исследования – только 1 детский сад. На период 2012 года оценку «неудовлетворительно» получили 7,5% дошкольных организаций, на 2013 год – 25,6%. Основная масса детских садов в обоих исследованиях расположена в пространстве критериев, соответствующих оценке «удовлетворительно».Увеличилось количество детских садов, не укомплектованных педагогами с высшим педагогическим образованием, – на период 2012 года их было 7,4%, на 2013 год уже 11,2%. Немного уменьшилось количество детских садов, не укомплектованных педагогами со средним профессиональным образованием, – 3,7% на 2012 год и 3,2% на 2013 год. Увеличилось количество детских садов, не имеющих педагогов первой категории (9,9% на 2012 год и 13% на 2013 год) и педагогов высшей категории (40,1% на 2012 год и 45,3% на 2013 год). В целом данные цифры говорят о недостаточном притоке молодых специалистов в детские сады, который мог бы компенсировать естественную профессиональную убыль педагогов. К 2013 году больше сотрудников прошли повышение квалификации, чем к 2012 году, – лишь 10,1% дошкольных учреждений не затронул данный процесс, тогда как в предыдущем исследовании таких детских садов было выявлено 12,2%.Увеличилось количество детских садов, имеющих премии и поощрения, присуждаемые за участие в конкурсах и других мероприятиях (84% на 2012 год и 85% на 2013 год), как и количество педагогов, обладающих наградами и поощрениями (82% на 2012 год и 83,9% на 2013 год). А вот привлекать специалистов из других сфер для работы в детском саду руководители дошкольных учреждений стали немного реже (35,7% на 2012 год и 34,5% на 2013 год).В категории «Дополнительные услуги в детском саду» заметно общее повышение показателей, и это несмотря на то, что на период 2012 года 3 детских сада соответствовали оценке «хорошо», а на 2013 год – только 1 детский сад. В противовес этому значительно уменьшилось количество детских садов, получивших оценку «неудовлетворительно»: если на период 2012 года их было 56,3%, то на 2013 год их осталось лишь 31,3%. За счет этого увеличилось количество детских садов, получивших оценку «удовлетворительно», – на 2012 год их было 43,5%, на период 2013 года стало 68,67%.Уменьшилось количество детских садов, оказывающих дополнительные образовательные услуги, – на период исследования 2012 года их количество составляло 71,1% от общей выборки, а на период 2013 года – уже 64,1%. Вместе с тем увеличилось число дошкольных учреждений, предоставляющих своим воспитанникам услуги необразовательного характера, – на период исследования 2012 года их количество составляло 10,4%, на период 2013 года – 17,8%.​Александр Буянов, научный сотрудник Федерального государственного научного учреждения «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской академии образованияМарина Трякшина, руководитель направления региональных исследований Центра социальных рейтингов РИА «Новости»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте