search
main
0

Воспитание личности. Начало

Важная привычка - вести читательский дневник

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 году. В исследовании PISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Для эффективного образования основы читательской грамотности должны быть заложены в начальной школе. В среднем и старшем звеньях читательская грамотность получает свое развитие и, совершенствуясь, переходит в читательскую компетентность. Для формирования и совершенствования читательской грамотности необходимы определенные читательские действия:

– вычитывать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;

– делать прямые умозаключения из этой информации;

– интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;

– оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.

Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности младших школьников. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках литературного чтения и русского языка, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение является основой саморазвития личности.

Начиная с первого класса на каждом уроке обучения грамоте я работаю над грамотностью чтения ребят. Это осуществляется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста. Ведение читательских дневников, создание тематических выставок книг, ментальных карт по изученным буквам и прочитанным произведениям, картинного плана, иллюстрирование, проведение уроков-проектов, внеклассных занятий по прочитанным произведениям помогают в этом.

В наше время понятие грамотности изменяется и расширяется, но смысл остается. Он по-прежнему связан с пониманием самых различных текстов. Поэтому уже первоклашек учим работать с различными текстами: «бумажными», электронными, звучащими (аудиокниги).

В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но главным образом анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным.

В 1‑м классе учитель обучает детей читать, слушать и понимать смысл прочитанного текста. Во 2‑м – работать с текстом, то есть пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам. В 3-4‑м – находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысли в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

В работе я использую тренажеры по скорочтению – буквенную чехарду, «лишнее» слово, слова в картинках и др. Они помогают формировать навык смыслового чтения, развивать читательское воображение. Важно работать с Толковым словарем (устаревшие слова, неизвестные слова), концентрироваться на чтении, видеть предложения целиком, читать тексты «со странностями» («вверх ногами», «зашумленные», без пробелов, с использованием разных шрифтов, деформированными).

Важной традицией в нашем классе является читательский дневник. Дети читают произведения не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль, узнать что-то новое для себя. При ведении читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выражать его очень короткой фразой.

Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения, при необходимости он легко вспомнит это произведение.

Эйдан Чамберс, замечательный английский писатель и педагог, очень точно заметил: «Наша читательская история – это не просто перечень прочитанных нами книг. Она таинственным образом связана с началом самостоятельного мышления, с осознанием себя как личности». И правда, мне бы очень хотелось сделать чтение не просто школьным уроком и способом убить время, но важнейшим инструментом роста ребенка. Мне бы хотелось, чтобы чтение меняло детей, меняло их жизнь и поступки. Может ли в этом помочь читательский дневник? Я думаю, да. Только он должен рассказывать не о количестве книг или страниц, а о личном выборе, размышлениях и сомнениях.

Ирина ВОЙТОВА, учитель начальных классов школы №1950

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте