search
main
0

Воспитание личности Как сделать любого человека одаренным

В последние годы накопилось достаточно много научно-популярной литературы, адресованной старшеклассникам, которая предлагает подросткам самостоятельно усваивать аутогенную тренировку. В частности, в одной из таких статей утверждается, что человек средних способностей использует всего лишь четыре процента своих нервных клеток, остальные дремлют и, возможно, никогда не проснутся. Если пробудить хотя бы часть их, то каждый сможет стать в 10-20 раз умнее и способнее. Учащимся предлагается самостоятельно освоить аутогенную тренировку.
На протяжении последних десятилетий известные врачи-психотерапевты говорят о важности использования гипноза в педагогике. В качестве примера приводят японский способ применения медитации в обучении детей. Две трети времени в начальной школе они тратят на танцы, песни, физкультуру и медитацию, которая имеет много общего с аутогенной тренировкой и самогипнозом. У наших же школьников правое полушарие остается бесполезным рудиментом.
Можно ли самостоятельно овладеть приемами аутотренинга? Скажем, вспомогательная часть метода самогипнотизации, то есть задержка или замедление дыхания, и токсикомания углекислым газом, которую использует ребенок, натянувший на голову целлофановый пакет, на мой взгляд, по воздействию на организм аналогичны. При замедленном, почти угасшем дыхании в кровь попадает углекислый газ – своеобразный усыпляющий наркоз. Частичное усыпление организма, неуправляемые образы – это галлюцинации, “мультики” для начинающих токсикоманов. Возможно ли, учитывая эти наблюдения, использовать гипнотические явления в педагогике?

Александр МАСЛОВ,
методист
Дмитровск,
Орловская область

Ответить на вопросы, поставленные нашим читателем в этом письме, мы попросили доктора медицинских наук, известного гипнолога Игоря Ивановича Разыграева. Вот его комментарий:
– Гипноз давно стал наукой, и никакого страха перед ним быть не должно. История современного гипноза берет начало с исследований английского врача Брэда и насчитывает около 150 лет. Столько же лет его пытаются использовать в обучении.
Например, болгарский ученый Лозанов одним из первых пробовал с помощью гипноза обучать студентов иностранным языкам. Наш профессор Райков, всю жизнь посвятивший творческому гипнозу, активизировал дремлющие клетки своих пациентов, и они неожиданно для себя начинали рисовать как настоящие художники. Кстати, многие великие люди интересовались гипнозом. Лев Толстой, например, писал: “Дети всегда находятся, и тем более, чем моложе, в том состоянии, которое врачи называют первой степенью гипноза. И учатся, и воспитываются дети благодаря этому состоянию. Так что учатся люди и воспитываются только через внушение, совершающееся сознательно и бессознательно”.
Меня радует, что среди воспитателей и педагогов есть люди, которые интересуются гипнозом, аутогенной тренировкой, медитацией. Все эти феномены близки между собой. Но возникают некоторые вопросы: у нас в стране имеют законное право заниматься гипнозом только врачи и психологи, и то последние имеют некоторые ограничения. Врач может, кроме гипноза, назначить какие-то лекарства, процедуры. Психолог же не может этого сделать, тем более учителя.
Многие кафедры психотерапии, в частности наша кафедра медико-социальной реабилитации, кафедра общей и клинической психологии Московского института медико-социальной реабилитологии, нацелены на то, чтобы расширить круг своих учеников и набирать их не только среди врачей и психологов, но и учителей и социальных работников. По закону пока все очень сложно. Сейчас идет работа с Министерством образования и Министерством здравоохранения, чтобы дать больше полномочий психологам и тем учителям, которые прошли специальную подготовку.
При обучении таких специалистов необходима постепенность и строгая последовательность. Это очень серьезно, так как аутогенная тренировка позволит учащимся усвоить материал так же хорошо, как под влиянием глубокого состояния гипноза. Этот опыт остается с человеком. Аутогенная тренировка и самогипноз могут дать наиболее успешные результаты обучения детей. Полезно во время сеансов аутогенной тренировки образно представлять те проблемы, которые есть в школе, а также трудные разделы изучаемых предметов.
Далеко не у всех детей настолько развито воображение и значительное восприятие, что они смогут с этим справиться, поэтому при обучении аутотренингу надо учитывать, что у разных людей включаются разные анализаторы, кто-то лучше воспринимает на слух, кто-то образно, зрительно, кто-то лучше усваивает знания через движение. Поэтому школьникам, кроме обычной аутогенной тренировки, можно добавить и активную медитацию. Часть людей лучше воспринимает информацию, которая ассоциируется с какими-то движениями. Это может быть простой бег. Бежит человек трусцой, и при этом идет повторение какого-то материала.
Но самое важное, на что хочу обратить внимание, – задача гипнолога или специалиста по аутогенной тренировке заключается не столько в том, чтобы с помощью этих методик ускорить процесс обучения, используя дополнительные резервы психики, а чтобы создать мотивацию к учебе. Школьника может интересовать сам процесс аутогенной тренировки, гипноза. Это хорошо. Но если он создает интерес к обучению, это еще лучше.
Для специалиста же важно усвоить те противопоказания, которые существуют в гипнозе. Их немного, но они есть и связаны с какими-то заболеваниями. Человек, который занимается с детьми, должен четко владеть информацией о здоровье своих учеников, потому что психические заболевания, эпилепсия, острый аппендицит и гастрит, язвенная болезнь не позволяют проводить гипноз.
Дело в том, что гипноз и аутогенная тренировка, кроме специального направленного воздействия, имеют и общее действие. Они могут снимать боль, улучшать общее состояние. Если делать все на потоке, то среди массы школьников окажутся такие, кто в данный момент находится в таком состоянии, кому во время подобных сеансов можно только навредить.
Перед каждым сеансом необходимо выяснить состояние всех учеников до единого. Для этого нужен минимум медицинских знаний, которые приобретаются на специальных курсах.
Некоторые ребята могут негативно относиться к этой методике или к человеку, который ею занимается. Это тоже является противопоказанием. Если результативность работы не получается, но насильно заставлять ученика присутствовать на сеансе нельзя, поэтому совершенно необходимы предварительная беседа с учениками, проведение интересных уроков по психологии. При этом такие сеансы должны быть не обязательными, а факультативными.
После проведения сеанса, если учтены все необходимые условия, школьник приобретает опыт новых ощущений и перестает бояться гипноза, одновременно при этом отдыхая и получая удовольствие. При гипнозе вырабатываются “гормоны счастья”, то есть человек достигает состояния, когда он просто радуется жизни. При этом учеба идет гораздо легче, если ребенок доволен, спокоен и счастлив. И способности его будут разбужены.

Записала Елена ВАЛЬКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте