Театр – синтетическое искусство. В нем присутствуют архитектура и живопись, скульптура и графика, музыка и литература, кино, пластика и даже физика. Синтез столь разнообразных составляющих выявляет в них совершенно неожиданные качества и заставляет людей, связанных с постановочной деятельностью, постоянно развиваться, расширять свой кругозор.
В этом смысле колледж музыкально-театрального искусства №61 уникален: студенты существуют будто в атмосфере закулисья, удивительном мире, где по коридорам то пробегают стайки балерин, то разыгрывается кто-нибудь из музыкантов-инструменталистов, то из-за двери доносятся хоровые распевы. Все это настраивает на творческий лад. Структура колледжа включает в себя пять отделений, одно из которых общеобразовательная школа. Остальные отделения реализуют государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по необходимым для функционирования музыкального театра специальностям: «вокальное искусство», «искусство балета», «инструментальное искусство», «театрально-декорационное искусство», «живопись».На отделении театрально-декорационного искусство существуют две ступени образования: школа (с 1-го по 9-й класс) и колледж, выпускающий специалистов для театра по двум квалификациям (художников театра и художников-технологов театрального костюма). Остановлюсь подробнее на каждой из них.В 1-й класс школы мы принимаем детей в возрасте 7 лет после прохождения творческих вступительных испытаний, которые позволяют выбрать из большого количества малышей наиболее одаренных. Уже с первого класса учащиеся помимо общеобразовательных изучают такие предметы, как «Рисунок», «Живопись», «Декоративная композиция», «Станковая композиция», «Мировая художественная культура», «Мастерские» и «Театр». Предмет «Основы декорационной композиции» в художественных школах, насколько нам известно, не проходят, но мы его в учебный план ввели намеренно, учитывая направленность обучения на театр. В настоящее время по этому предмету накоплен огромный методический материал. Все предметы одинаково обязательны для изучения каждому ученику.Интересны межпредметные связи в обучении школьников, например, на уроках по МХК дети проходят некую культурную эпоху, параллельно на станковой композиции создают работу по той же теме. На уроках по предмету «Театр» фантазируют в эскизах и макетах по выбранной пьесе и по своим эскизам изготавливают бутафорский предмет или костюм для героя той же пьесы. Необходимость создания эскизов декораций, костюмов, макетов по выбранной учащимся пьесе заставляет ребенка вдумчиво вчитываться в текст пьесы, побуждает его к походу в библиотеку за сбором материала, музеи и театры. Деятельность ученика становится индивидуальной – осмысленной и активно-познавательной.Главная наша цель – всесторонне развить дарование ребенка, научить получать удовольствие от процесса познания, привить ему любовь к такому сложному виду искусства, как театр, дать возможность попробовать свои силы при создании эскизов и декорации для выбранных спектаклей.Как и студенты, школьники имеют промежуточные и полугодовые просмотры учебных работ (зимой и летом) по всем предметам музыкально-театрального компонента. На каждом зимнем и летнем просмотре дети удивляют нас полетом фантазии и умением нестандартно мыслить. Взрослые студенты всех курсов любят приходить на эти выставки – детская непосредственность и их богатое воображение бывают уникальны!После окончания 9-го класса учащиеся школы имеют возможность поступать на одну из двух специальностей, которые реализует отделение «Театрально-декорационное искусство» колледжа. К выбору они подходят осознанно, так как за годы своего обучения в школе бывают хорошо знакомы с сутью каждой из них.Специальность «Живопись» (мы набираем каждый год студентов на специализацию «театрально-декорационная живопись») в нашей стране реализуется не одно десятилетие и готовит специалистов с квалификацией «художник театра». В театре в процессе создания спектакля художник – одно из главных действующих лиц, так как именно он определяет, какой будет «картинка», визуальный ряд постановки. Будучи «носителем культуры», для работы над спектаклем он должен обладать широким спектром знаний. Помимо владения традиционными и современными приемами, технологиями и материалами ему следует ознакомиться с историей театрального и изобразительного искусства, музыки, сценографии, а также хорошо владеть историей материальной культуры и быта. В процессе изучения этого материала студенты получают культурную платформу, позволяющую им стать полноценной гармоничной личностью.Нельзя не согласиться с мнением академика РАХ М.Курилко, что один из определяющих компонентов в деятельности художника театра изобразительная грамотность – то, что именуется в искусстве школой. Крепкий рисунок позволяет нарисовать грамотно любую деталь, а хорошо развитое чувство цвета позволит создавать живописную гармонию. Иногда двух-трех цветов оказывается достаточно, чтобы произвести на зрителя очень сильное впечатление, позволяющее ему дорисовать в своем воображении все, что опущено художником, но о чем можно догадаться.При поступлении абитуриенты сдают экзамены по рисунку, живописи и станковой композиции (плюс комплексный экзамен по русскому и литературе).Образовательная программа этой специальности включает в себя глубокое изучение академических дисциплин – рисунка, живописи, композиции, «театрального блока» – театральной композиции, основ исполнительского мастерства, истории театра, истории костюма и предметов быта и т. д.Теоретическое обучение подкрепляется обязательным прохождением профессиональной практики в мастерских ведущих театров Москвы. Практика студентов проходит в бутафорских цехах и цехе мягких декораций производственных мастерских Большого театра России, киностудии «Мосфильм» и Московского драматического театра имени Н.Гоголя. Под руководством ведущих профессионалов ребята участвуют в подготовке премьерных спектаклей и реставрации старых декораций. Это наделяет их ощущением сопричастности к жизни современного отечественного театра.Летом обязательный выезд на пленэр. Мы стараемся подбирать базы для практики не случайные, несколько раз выезжали в Тверскую область – Дом творчества им. Кардовского и город Калязин; в Вышний Волочек, Дом творчества Союза художников России; в Переславль-Залесский. По окончании пленэра проводятся просмотр и выставка лучших работ в стенах колледжа. Надо отметить, что в выставке принимают участие и работы преподавателей – лето не проходит для всех бесследно в творческом плане.Вторая специальность, реализуемая на отделении «Театрально-декорационное искусство», – специализация «художественно-костюмерное оформление спектакля». Выпускник получает квалификацию «художник-технолог театрального костюма». Эту специальность, появившуюся в образовании более 70 лет назад, сегодня дает очень малое количество учебных заведений, а потребность в выпускниках огромна.Студенты на протяжении всех лет обучения помимо академических дисциплин (рисунок, живопись) очень глубоко изучают на 1-2-м курсах современный костюм (моделирование, конструирование и технологию обработки), на 3-4-м курсах – исторический театральный костюм. При этом каждый семестр они отшивают костюм в полном объеме. Кстати, для нашего театра-студии «Галина Вишневская» в рамках курсовых и дипломных работ студенты выполнили костюмы для многих постановок, например оперы «Горе-богатырь Косаметович», «Король Еловая Шишка», «Грибной переполох».В 2010 году Департамент образования профинансировал закупку новейшего швейного и компьютерного оборудования в наши мастерские современного костюма и театрального костюма. Мы надеемся, что новое оснащение позволит нам вывести уровень подготовки специалистов по данной специальности на более высокий уровень, даст возможность нашим выпускникам быть более конкурентоспособными при устройстве на работу.В образовательную программу по этой специальности также входят интереснейшие дисциплины – история театра, история и композиция костюма, балетный костюм, аксессуары, головные уборы. Освоение этих дисциплин требует от студента и внимания, и усидчивости, и таланта, и терпения. Приятно наблюдать, как меняется внешний облик студенток к старшим курсам, ведь свои знания и пусть небольшой опыт того, как работает костюм на имидж человека, они применяют по отношению к себе.Много учебных часов отводится на практические занятия в наших аудиториях и профессиональную практику. Чаще всего мы отправляем студентов в мастерские Большого театра. Нескольких наших выпускниц уже приняли туда на постоянную работу.Ребята приходят к нам на 1-й курс в подростковом возрасте 15-17 лет. В группе смешиваются и «старенькие» (наши выпускники школы), и новенькие. Не каждый из них готов интеллектуально и даже физически к тем нагрузкам, которые за четыре года обучения им предстоит пройти. И тут не последнее место занимает личность преподавателя.Сегодня почти все преподаватели нашего отделения молоды. В подавляющем большинстве все они выпускники МГАХИ им. В.Сурикова, члены молодежной секции Союза художников, люди очень талантливые, ищущие, неравнодушные. Их активная жизненная позиция как пример необыкновенно важна для становления личности студентов. Мы стараемся поддерживать контакт с маститыми преподавателями, чьи мастерские оканчивали наши преподаватели, регулярно привозим к ним на просмотр наших лучших студентов. Этот контакт позволяет набирать опыт и проверять правильность профессиональной оценки нашим молодым преподавателям, а для студента такие показы крайне важны, ведь большинство из них по окончании колледжа стараются поступить в институт. Очень приятно, что многие выпускники успешно поступают и в ведущие вузы Москвы – МГАХИ им. В.И.Сурикова, МГХПА им. С.Г.Строганова, МГГУ им. М.А.Шолохова.Совместные выставки творческих работ «учащиеся – студенты – преподаватели» для нашего отделения явление очень частое как в стенах колледжа, так и в масштабах Москвы и области, например, 3 ноября в Выставочном зале «Выхино» была открыта выставка учащихся, студентов и преподавателей отделения «Наш мир – театр!».Работы студентов и преподавателей колледжа музыкально-театрального искусства №61 регулярно экспонируют на выставках в России и за рубежом, некоторые завоевали призы на всероссийских и международных конкурсах и фестивалях изобразительного искусства (Международный фестиваль «Дети России – детям Европы», Финляндия, Швеция и Норвегия, 2008 г.; «Крылья Магриба», Тунис, 2009 г.; «Молодежь играет Шопена», Польша, 2010 г.; «Испанская фиеста», Испания, 2011 г.). Во время участия в международных конкурсах и фестивалях мы стараемся помимо фестивальных мероприятий оставить время для походов по музеям, знаменитым историческим и культурным памятникам и успеть хоть немного времени выделить для зарисовок и этюдов. В группе уже традиционно прекрасно совмещаются художники всех возрастов: от учащихся начальной школы, студентов 1-4-х курсов до преподавателей.Педагогический коллектив проводит активную экспериментальную работу. В результате исследовательской деятельности сформулирована и обоснована необходимость создания новой образовательной модели, воплощающей концепцию непрерывного образования, разработаны новые требования к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в системе непрерывного образования, подготовлены авторские методики по различным дисциплинам, программы.Полученное в колледже образование, сочетающее твердую академическую школу с теоретическими и прикладными предметами и продвинутыми компьютерными технологиями, позволяет студентам стать не только узкопрофильными специалистами, но и живописцами, графиками, дизайнерами и декораторами.Надежда МЫЗИНА, заведующая отделением колледжа музыкально-театрального искусства №61
Комментарии