search
main
0

Воспитание инженера. Настало время объединить усилия

​Как известно, инженерное образование в России зародилось в эпоху Петра I. Менялись времена, государства и политика. Одни профессии появлялись, другие исчезали, но инженер был нужен всегда.В наше время с этой профессией связывают будущее развитие страны. Инженер – это не только уникальный специалист, но и проводник перспективных идей, первооткрыватель технологических решений. Экономика стремительно меняется. Создаются уникальные предприятия, центры научных исследований и инноваций, наукоемкие производства. Это нацеливает учреждения высшего профессионального образования на создание особого образовательного поля, в котором растет, воспитывается и взрослеет будущий инженер.

Казалось бы, подготовка инженера – задача исключительно технического вуза. Однако в наше время и педагогический вуз не может оставаться в стороне от этой глобальной проблемы. В Институте математики, информатики и естественных наук Московского городского педагогического университета прошло совещание, посвященное созданию Образовательного центра развития инженерно-технических компетенций. В инициативную группу вошли как представители педагогического сообщества из разных регионов России, так и производители, поставщики учебного оборудования в сфере мехатроники, робототехники и других перспективных направлений технического творчества.В совершенствовании программ технической направленности, реализуемых в системе дополнительного образования школьников, заинтересованы все: государство, общество, бизнес. Как объединить их усилия? Это непростая задача. Для ее решения настало время объединиться всем заинтересованным сторонам. Поэтому участники совещания поддержали инициативу Ассоциации участников рынка арт-индустрии по объединению отдельных компонентов системы образования и производителей (поставщиков) современного оборудования и средств обучения, направленных на качественное и массовое внедрение инноваций в образование. Согласились участники совещания и с тем, что реализация Концепции развития дополнительного образования детей, региональных и муниципальных программ развития технического творчества и формирования инженерно-технических компетенций учащихся общего и дополнительного образования осуществляется крайне медленно. Это проявляется в недостаточном количестве дополнительных общеобразовательных программ, развивающих компетенции в области мехатроники, робототехники, электроники, программирования.Наблюдается дефицит квалифицированных педагогов, готовых организовать учебный процесс на современном оборудовании, с использованием образовательных технологий, популяризирующих инженерные профессии и формирующих инженерно-технические компетенции учащихся.Мало используются механизмы государственного и частного партнерства для повышения качества, доступности и инвестиционной привлекательности программ общего и дополнительного образования в области инженерно-технической подготовки и технического творчества.Обозначенную проблему надо решать. Но как? С чего начать? Участники совещания решили создать Образовательный центр развития инженерно-технических компетенций на базе Московского городского педагогического университета, интегрирующего в своей деятельности технологии сетевого взаимодействия, популяризацию научных знаний и исследовательской деятельности, современные методики профессионального обучения и повышения квалификации педагогических кадров. Были горячо поддержаны не только цели будущего центра, но перспективы создания специального web-ресурса, позволяющего обеспечить информационную поддержку педагогического сообщества по вопросам подготовки педагогических кадров в области учебной мехатроники, электроники, робототехники и других видов технического творчества. На базе центра планируется готовить педагогов для общего, дополнительного и профессионального образования, реализующих программы инженерно-технического профиля. Здесь же будут обучаться магистранты, которые должны получить знания для обучения педагогов, оказывающих тьюторскую помощь начинающим специалистам в области технического творчества школьников.Какие задачи неизбежно возникнут перед новым центром? Их немало. Вот лишь некоторые. Реализация программ магистерской подготовки и переподготовки педагогических кадров в области непрерывного инженерного образования. Разработка методик и программ, позволяющих проводить занятия с детьми, проявляющими особый интерес к техническому творчеству. Формирование инженерно-технических компетенций и подготовка учащихся 10-14 лет к участию в конкурсе JuniorSkills и в других мероприятиях, подтверждающих успешность и заинтересованность школьников в дальнейшем обучении в вузах инженерного профиля.Создание системы дистанционного обучения, дистанционной тьюторской помощи педагогам, реализующим программы технического творчества, разрабатывающим авторские технологии и организующим проектную и исследовательскую деятельность школьников, – еще одна важная задача, требующая скорейшего решения. Участники форума одобрили предложение института о разработке программы использования сетевых технологий, позволяющих обучать по программам магистерской подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов не только Москвы и Московской области, но и других регионов РФ. Использование возможностей государственно-частного партнерства, обеспечивающего непрерывное взаимодействие всех заинтересованных сторон этого производственно-педагогического процесса, позволит создавать в будущем тиражируемые «комплексные решения», обеспечивающие трансфер современных технологий в дополнительное образование. Ученые, педагоги и представители бизнеса поддержали предложение о создании при Ассоциации участников рынка арт-индустрии Гильдии индустрии учебной мехатроники, робототехники и других видов технического творчества. Ее работа объединит усилия и ресурсы образовательных учреждений и производителей (поставщиков) современного оборудования и средств обучения в решении задачи популяризации профессии инженера, повышения ее престижа в современном обществе. А это в свою очередь обеспечит формирование инженерно-педагогических компетенций будущих педагогов, повысит уровень их профессиональных знаний, практических умений и мастерства в области учебной мехатроники, электроники, робототехники.Деятельность Гильдии индустрии учебной мехатроники будет содействовать наиболее полному раскрытию творческого и делового потенциала ее членов, созданию благоприятных условий для их профессионального роста и достижения коммерческого успеха.Еще одно перспективное направление работы новой организации – консолидация педагогического сообщества и производителей современного оборудования в области учебной мехатроники, электроники, робототехники и других видов технического творчества. А это, безусловно, неизбежно способствует повышению престижа профессии педагога, реализующего программы инженерно-технической направленности.На совещании было много жарких споров, высказывались разные, порой диаметрально противоположные точки зрения. Но все сошлись в одном: воспитание будущих инженеров – задача общая, а партнерское взаимодействие является одним из эффективных инструментов ее решения. Рабочая группа пригласила всех, кто неравнодушен к детскому творчеству, кто стремится придать нашему образованию новое качество, к сотрудничеству. И недалеко то время, когда мы будем восхищаться новыми техническими творениями талантливых детей и воодушевленной деятельностью их наставников. Сергей ГРИГОРЬЕВ, доктор технических наук, профессор, директор Института математики, информатики и естественных наук МГПУ;Ирина ЕГОРОВА, президент Ассоциации участников рынка арт-индустрии;Наталья МИХАЙЛОВА, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель социально-образовательных проектов Ассоциации участников рынка арт-индустрии

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте