Сформировать в условиях дополнительного образования ключевые компетенции, определяющие ценностные установки и идеалы культуры мира решил педагогический коллектив Художественной школы САО в рамках выполнения проекта на эту тему.
На первом этапе работы над проектом члены методического совета школы четко определили предметные и ключевые компетенции учащихся художественной школы. Формированию ценностно-смысловых ориентиров в духе задач, поставленных ЮНЕСКО, способствовали ежегодные уроки «Культура мира», которые традиционно проводятся в школе с 1 по 5 сентября во всех классах (с 1-го по 11-й) в течение вот уже 3 лет. Педагоги отмечают большую заинтересованность в них детей всех возрастов, причем в старших классах на этих занятиях происходит дискуссионное обсуждение темы.Развивая познавательный интерес к культуре разных стран и народов, методисты школы разработали рекомендации по включению в программу с 5-го по 8-й класс композиций на миротворческие темы, например, «Путешествие в дальние страны» (5-й класс), «О, спорт – ты мир» (6-й класс), «Если бы я жил в…» (7-й класс), «Наш мир – Ноев ковчег» (8-й класс). На просмотрах школьных художественно-творческих работ мы отметили высокий художественный уровень композиций учащихся 6-х классов «О, спорт – ты мир». Отметили интерес детей к теме нового школьного конкурса «Мы разные, мы вместе». Конечно, подобные темы мы предлагали детям и раньше, но сейчас считаем, что привлечение внимания детей к мирному диалогу стран и народов ныне особенно актуально. В следующем учебном году в школе будет проведен конкурс «Мы разные, мы вместе», посвященный жизни детей планеты Земля. Мы рассчитываем, что в нем примут участие не менее 500 учащихся нашей школы, а по итогам конкурса будет организована выставка. Программы ЮНЕСКО в области культуры нашли свое отражение в культурологическом направлении образовательной деятельности художественной школы. Изучение всемирного культурного наследия на уроках истории искусств – основа нравственного и эстетического воспитания. Обширная экскурсионная программа, сопровождающая этот пятигодичный курс, помогает наиболее полно представить картину мира как процесс постоянного культурного эволюционирования, переплетения, взаимовлияния и взаимообогащения культур разных стран и народов, на уроках истории искусства ученики приобретают навыки сравнительного анализа произведения искусства, формируется грамотная речь.В художественной школе есть международный выставочный фонд, в котором более 1000 работ детей из разных уголков мира. Ежегодно в стенах школы мы устраиваем выставку «Рисуют дети мира», представляя на ней работы из какой-нибудь одной страны. Например, в 2008 году мы показывали литографии детей стран Балтии; в 2009 году – акварели китайских детей, в 2010 году – корейские рисунки, в 2012 году планируем показать плакаты голландских детей.С 2009 года в художественной школе была разработана и внедрена досуговая программа в школьном музее «Виртуальное путешествие», состоящая из нескольких этапов, которые мы назвали «станциями» (фильм, игра, викторина, подведение итогов, вручение призов, чаепитие), и посвященная изучению какого-либо культурологического или исторического объекта. Первоначально мы рассчитывали только на участие учеников своей школы, но, пригласив школьников соседней общеобразовательной школы, мы изменили правила игры и в дальнейшем рассчитываем привлекать всех желающих, например, в следующем учебном году мы решили пригласить на эти мероприятия воспитанников кадетского корпуса. С 2009 года в школе был организован и действует пленэрный лагерь «Арт-диалог», в программе которого предусмотрены поездки на этюды в различные живописные места Подмосковья, пока только для обучающихся в нашей школе, но в плане – организация обменных поездок и совместного творчества с детьми из Белоруссии, Болгарии и других стран. Результаты летней работы мы ежегодно представляем на школьной и городской выставках, лучшие работы размещаем на сайте школы. В планах – создание нового сайта и форума «Арт-диалог», рассказывающего о творчестве, друзьях, впечатлениях в поездках. Очевидно, что и «Виртуальное путешествие», и «Арт-диалог» как нельзя лучше способствуют формированию коммуникативных компетенций, необходимых навыков и умения слушать и слышать, уважать чужое мнение, воспитывают способность разрешения конфликтов ненасильственным путем. На протяжении всего существования школы учащиеся не имели приводов в милицию, в школе не существует грубых нарушений общепринятых норм поведения, профессиональная ориентация выпускников нашей школы составляет 86%.Нам кажется, что огромное влияние на формирование ценностно-смысловых ориентиров в духе взаимопонимания и культуры мира оказывает сама атмосфера школы, атмосфера сотворчества, вдохновения и доброты, поэтому коллектив школы делает все, чтобы соединить возможности школьной педагогики, методики преподавания изобразительного искусства и особенности творческого, свободолюбивого духа, присущего дополнительному образованию.М.ТРЖЕМЕЦКАЯ, И.ГОЛОВАНОВА, методисты художественной школы
Комментарии