search
main
0

Воспитание и наказание. Событие недели

В Первоуральске расследуют уголовное дело против бывшей учительницы, которая, как считают правоохранители, истязала свою приемную дочь. Всю страну потрясли кадры, попавшие в Сеть, на которых женщина хватает семилетнюю девочку за голову и трясет ее, а также лупит ремнем. Как оказалось, все происходящее в квартире снимал гражданский супруг преподавателя, но вмешаться не спешил. Девочку из приемной семьи забрали.Сама Любовь Шварцкоп уверяет – она единственный раз вышла из себя, именно это и попало на видео. Однако, по версии следствия, женщина с октября 2015 года систематически, по малозначительным поводам применяла по отношению к ребенку физическое и психологическое насилие. Во всех нюансах этого дела еще предстоит разобраться следствию и суду.Очевидно, что насилие над детьми недопустимо и должно караться по закону. А допустимы ли в принципе наказания при воспитании детей, и если да, то какие?

Марьяна БЕЗРУКИХ, директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО, доктор биологических наук: – Я категорически против наказаний детей, любых – психологических и физических. Наказание всегда барьер, стена, тупик, всегда насилие и стресс, непонимание и обида, беспомощность и подавленный протест. И не важно, в чем провинился ребенок и велика ли вина. Наказание всегда не сила, а бессилие взрослого, его неумение разговаривать с ребенком и потерянное доверие.Мы сегодня часто и много говорим о жестокости и агрессивности детей и успокаиваем себя тем, что виноваты не мы, взрослые ближнего круга (родители, родные, воспитатели, педагоги), а «плохие игры», «плохие фильмы», «чужие дяди». Увы, это не так. Детей любого возраста наказывают жестко и жестоко. Малышей – криком, угрозами, лишая общения, унижая. Школьные проблемы и неудачи добавляют поводы для наказаний. Наказывают и в школе, и дома.Так вырастают агрессивные, озлобленные люди, считающие, что обидеть, ударить, унизить более слабого возможно и не стыдно. Есть много исследований, доказывающих, что те, кого наказывали в детстве, вырастая, наказывают своих детей. Так формируется порочный круг, и важно сделать все, чтобы это не происходило.Вместо наказаний стоит выстроить систему отношений буквально с момента рождения, систему позитивного общения, когда подчеркиваются, поддерживаются те реакции, то поведение, которые желательны, а неприемлемые обсуждаются, объясняются, порицаются, но не наказываются. На самом деле проступки детей-дошкольников за редким исключением так малы, что и наказывать не за что. И именно в этом возрасте наказание – это из пушек по воробьям, но… барьер, обида, протест и страх возникают и закрепляются. А значит, растет сопротивление, пик которого приходится на подростковый возраст. Менять ситуацию в этом возрасте очень сложно.Александра ТОЛОКОННИКОВА, мама двоих детей, Воронеж:- У нас с мужем двое детей – мальчишки восьми и двенадцати лет. Считаем, что бить детей нельзя, но, если ребенок категорически отказывается слушаться родителей, несильно шлепнуть разок в воспитательных целях можно. Так складывается, что шлепаю в основном я, потому что нервов иногда на них обоих не хватает. Муж более выдержанный, у него свои методы – может запретить пользоваться компьютером, а то и телефоном, может пригрозить не пустить их на тренировки, это особенно действует на старшего. Я тоже могу запретить, но они меня довольно быстро уговаривают отменить наказание. А муж не поддается. Какие еще методы могут быть? За немытую посуду или разбросанные вещи компьютера не лишаем, но заставляем и посуду вымыть, и вещи собрать, и дополнительно пыль вытереть. Это тоже действует, но не всегда. Вообще, конечно, детей надо воспитывать с самого раннего возраста, и нельзя на них серьезно злиться, их надо любить. Но иногда нужно быть построже.Дмитрий САВЕЛЬЕВ, отец восьмиклассницы, Великий Новгород:- Считаю допустимым редко, по важным поводам поставить ребенка в угол, дать легкий отеческий подзатыльник или шлепок ниже поясницы. Многие поколения на этом воспитывались. Не стоит кивать на западную толерантность. Много раз наблюдал за границей, как ребенок ведет себя отвратительно, мешает окружающим, а родители никак на это не реагируют. Поэтому на Западе вырастают поколения людей, которые привыкли чувствовать себя безнаказанными. У нас в стране тоже появились такие детишки. Стреляют в учителей, одноклассников. Видано ли такое было в прежней России? У ребенка нужно сформировать ответственность за свои поступки. Так как дети не боятся потерять любовь родителей, они знают, что дороги маме и папе, остается использовать их природный инстинкт самосохранения. И шлепок по попе, я уверен, будет иметь менее негативные последствия, чем моральное давление, крик, изматывающие нотации и прочий «вынос мозга». Важно вместе со шлепком объяснить, за что он дан. И быть близким своему ребенку, все обсуждать с ним, тогда такое единичное наказание будет воспринято с осознанием ребенком своей вины. А вообще я читал в книжке по психологии, что ребенок с определенной периодичностью ведет себя плохо, чтобы очертить для себя круг дозволенных действий. Он делает это подсознательно, примеряя себя к миру. И если ему во всем потакать, этот круг будет неадекватным, что повлечет социально опасные последствия и отрицательно повлияет на жизнь самого ребенка.Александра КОВАЛЕВА, мама двоих детей, Нижний Новгород:- Если ребенок не слушается, если никакие уговоры и увещевания не действуют, я ребенка шлепаю. Или даю подзатыльник. Это сразу же приводит его в чувство. Сама я при этом очень переживаю, осознаю, что поступаю отвратительно, что это мое педагогическое поражение. Я после этого болею, как и все мои знакомые, которые грешат рукоприкладством (не из любви к нему, а от отчаяния, от бессилия), – таких, к сожалению, много. Полагаю, если бы в арсенале родителей были какие-то другие, более гуманные средства воздействия, они бы не стали шлепать своих детей. Мне кажется, каждой школе, каждому детскому саду стоит организовать бесплатный ликбез, который был бы обязан пройти каждый родитель.Екатерина БОЙКО, психолог, директор Семейного центра «Вереск», Петрозаводск:- Я бы не путала наказание с систематическими издевательствами и унижением детей (психологическими и физическими), которые позволяют себе некоторые родители. Я бы также не сравнивала поступки нормального, здорового родителя и психически больного. Я буду говорить о наказании как мере, следующей за каким-либо проступком ребенка или подростка в нормальной семье, где родители психически здоровы, обладают достаточным уровнем интеллекта, чтобы оценить ситуацию, и необходимым уровнем рефлексии. В такой семейной ситуации наказание – нормальная реакция родителей на непослушание, проступок или недопустимое (например, с точки зрения морали) поведение детей. При этом здравомыслящие родители при выборе меры наказания будут соотносить свои действия с возрастом ребенка, «степенью тяжести» проступка и с текущей ситуацией. Мне кажется, что наиболее подходящим и частым вариантом в нормальных семьях является лишение ребенка какого-либо удовольствия, предложение исправить ситуацию или дать ему какое-либо семейно-полезное задание на какой-либо срок. Считаю, что поощрений должно быть больше, чем наказаний, в разы. Только в этом случае наказание будет эффективной мерой. А вообще основа воспитания ребенка – любовь к нему. Иногда это по-настоящему дар, чаще этому нужно учиться, пройти определенный путь собственного взросления, роста, чтобы понять, что значит любить.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте