search
main
0

Воспитание – главный приоритет во всех направлениях работы

Очередное выездное оперативное совещание начальников окружных управлений образования прошло в Северо-Восточном округе. Его тема – «Развитие окружной системы дополнительного образования» была чрезвычайно актуальна в связи с отмечаемым ныне 90-летием государственной системы дополнительного образования. В совещании приняли участие префект СВАО Ирина Рабер, руководитель Департамента образования Ольга Ларионова, заместитель префекта СВАО Валентина Заботина, начальник Управления воспитания и дополнительного образования МДО Ольга Бахчиева, сотрудники Северо-Восточного окружного управления образования, директора учреждений дополнительного образования. С основным докладом перед участниками совещания выступила начальник Северо-Восточного окружного управления образования Валентина КОБОЗЕВА.

– Сегодня вопросы воспитания и социализации личности школьников приоритетны в общей образовательной политике города и государства. С каждым годом неуклонно возрастает роль дополнительного образования и психологического сопровождения школьников, так как это позволяет решать серьезные проблемы организации занятости детей, профилактики безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений несовершеннолетних. Таким образом, через систему дополнительного образования и психологического сопровождения решаются не только проблемы обеспечения качественного образования по выбору, социально-экономические проблемы детей и семьи, но и оздоровления, стабильности российского общества в целом.

90 лет назад в нашей стране была создана уникальная государственная система внешкольного воспитания. Для миллионов мальчишек и девчонок дворцы пионеров, станции юных техников и туристов, спортивные клубы стали родным домом, где они проводили все свое свободное время. В 1992 году в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» внешкольные учреждения получили статус учреждений дополнительного образования детей. Это был уже новый тип образовательного учреждения, имеющий свою специфику и задачи в едином образовательном пространстве.

У всех учреждений дополнительного образования города, у всех округов свои творческие вершины, свои достижения, замечательные кадры, вместе с тем и свои общегородские проблемы, свои специфические условия, в которых они находятся. Для того чтобы обеспечить развитие дополнительного образования, необходимо обобщить опыт, проанализировать ситуацию, выявить действительные проблемы и точки роста, определить дальнейшие перспективы.

Система дополнительного образования Северо-Восточного округа этап за этапом прошла определенную эволюцию, причем не просто и не за один день.

Информация к сведению

В 2001 году в СВАО было 11, в 2004 году – 13, в 2005 – 18, в 2008-2009 учебном году работают уже 20 учреждений дополнительного образования.

Сегодня дополнительное образование Северо-Восточного округа – живая развивающаяся система, в деятельности которой органично сочетаются традиции внешкольной работы с детьми и современные образовательные технологии.

Одним из современных требований к дополнительному образованию стало удовлетворение разнообразных интересов и потребностей детей семьи и социума. Для этого в округе проведен анализ состояния окружной системы дополнительного образования детей и созданы все потенциальные условия: образовательную и культурно-развивающую деятельность ведут 20 учреждений дополнительного образования, создана разветвленная сеть детских творческих объединений на базе различных типов образовательных учреждений, сформирована необходимая кадровая и программно-методическая база. Вопросы состояния и развития дополнительного образования детей находятся в сфере постоянного внимания Северо-Восточного окружного управления образования, префектуры СВАО при личном участии префекта Ирины Рабер и районных управ.

Северо-Восточный округ – один из самых больших и густонаселенных округов Москвы, он состоит из 17 районов, в 13 есть центры развития творчества детей и подростков: в Свиблове – 3 центра, в Южном Медведкове – 3, в Бибиреве – 2, в Бабушкинском – 2, в Алексеевском – 2, во всех остальных районах – по одному центру. Нет центров в Марфине, Алтуфьевском, Лосиноостровском районах, Ростокине.

Мы дорожим накопленным опытом наших центров, ведь среди них можно встретить таких гигантов – ветеранов по возрасту, как Центр творчества детей и подростков «Останкино», который был открыт 1 декабря 1941 года (ему в этом году исполнилось 67 лет), Центры творчества «Бибирево» (62 года) и «Бабушкинский» (54 года), Дом юного техника (52 года), Дом детского творчества (27 лет), ДЮЦ «Отрадное» (24 года), а также наши молодые, но уже проявившие себя в работе учреждения – Центр «Медведково», Школа искусств, Центр развития творчества «Свиблово». Управление образования совместно с префектурой и районными управами много работает над развитием сети учреждений дополнительного образования. Участники выездного оперативного совещания смогли увидеть новостройки: Центр «Свиблово», концертный зал «Бибирево», автогородок на базе Центра «Пилот». В программу «Столичное образование-5» вошло строительство пристроек к центрам «Останкино» и «Отрадное».

Каждое учреждение имеет свою специфику и основные направления деятельности, однако все они многопрофильные, что позволяет обеспечить максимальные возможности для развития каждого учащегося и полностью удовлетворить запросы населения. В результате любимым делом дети и подростки могут заниматься, не выезжая из округа, рядом с домом. Многие наши центры уникальны по своему содержанию и направлениям работы. Так, например, в городе нет аналогов среди учреждений дополнительного образования Детско-юношеской спортивно-адаптивной школе-бассейну, Центру эстетического воспитания детей «Иверия». В Москве не в каждом округе есть центры по туризму – у нас это ДЮЦ «Северный» и Центр «Медведково», где работают клубы «Юный пожарный», «Юный спасатель», «Юный парашютист» и уникальные педагоги – парашютисты, экологи-подводники, спасатели, чемпионы мира по ориентированию. Не в каждом округе есть центры технического творчества, у нас их два – это Центр «Пилот» и Дом юного техника, где работают заслуженные мастера и тренеры по картингу, авиамоделированию, судомоделированию, подводному плаванию, фотоделу. В Центре детско-юношеского творчества «Бибирево» 14 коллективов имеют высокое звание «Образцовый коллектив» и 7 коллективов награждены главным призом городского фестиваля «Юные таланты Московии» – «Девочка на шаре».

За последние годы отмечена динамика роста занимающихся в наших центрах творчества.

В 2008-2009 учебном году в центрах творчества занимаются 44345 детей и подростков, или около 50% от общего количества всех учащихся округа, то есть практически каждый второй ребенок.

В постоянную практику работы учреждений дополнительного образования вошло взаимодействие и тесное сотрудничество с образовательными учреждениями округа, продуктивно развивается сеть филиалов центров творчества на базе школ, детских садов, интернатов и детских домов. Если рассматривать количество школьников по возрастным группам (соотношение в процентах от общего числа занимающихся дополнительным образованием), то оно составляет:

– 16% – дошкольники;

– 31% – школьники 1-4-х классов;

– 34% – школьники 5-9-х классов;

– 19% – школьники 10-11-х классов.

Перед нами стоит задача привлечения в наши центры и дома большего количества подростков, открытия и развития таких детских объединений, куда с удовольствием придут мальчишки, особенно ребята «группы риска». Для этого развиваются такие направления, как парашютный спорт, туризм, клубы «Юный пожарный», скалолазание в Центре «Медведково», авиамоделирование и судомоделирование, картинг в Доме юного техника.

Анализ состава учащихся в детских объединениях по направленности деятельности также показывает, что больше внимания нужно уделять развитию технического творчества, развитию туристско-краеведческой деятельности, научно-техническому, эколого-биологическому направлениям, компьютерным технологиям.

Необходимое условие успешного развития окружной системы дополнительного образования – обеспечение высокого уровня кадрового потенциала. В округе с детьми и подростками работают высококвалифицированные, профессиональные педагоги, увлеченные своим делом.

Общее количество педагогов дополнительного образования в СВАО – 1448 человек. Из них:

9 – заслуженные работники культуры;

10 – заслуженные учителя России;

5 – заслуженные артисты России;

21 – кандидаты и доктора наук;

41 – почетные работники образования;

37 – отличники народного просвещения;

15 – призеры международных спортивных соревнований, мастера спорта;

16 – лауреаты международных конкурсов.

Все это свидетельствует о высоком уровне и стабильности педагогического состава, что в свою очередь дает возможность всем детям общаться с настоящими мастерами, уникальными специалистами и мастерами своего дела. Мы гордимся тем, что свои кадры выращиваем сами. Так, например, 23 воспитанника Центра «Бибирево» вернулись в центр и работают там сейчас педагогами дополнительного образования: в Центре «Останкино» работают 5 воспитанников, в Центре «Отрадное» – 11, в Центре «Иверия» – 13, в Доме юного техника – 4 молодых педагога, в Школе искусств – 3.

Для эффективного управления системой дополнительного образования координации и взаимодействия всех структур в округе сложилась традиция закрепления центров творчества за узловыми проблемами воспитания и дополнительного образования. Это позволяет сосредоточить на решении той или иной актуальной проблемы или направлении работы целые коллективы педагогов-профессионалов, а также привлечь к окружным программам педагогические коллективы школ. В округе создан окружной оргкомитет фестиваля «Юные таланты Московии», определены учреждения – координаторы городских и окружных программ и фестивалей, что дает возможность обеспечить максимальный охват окружных ОУ в каком-либо направлении деятельности.

Сегодня учреждения дополнительного образования Северо-Восточного округа большое внимание уделяют работе с детьми, имеющими ограниченные возможности. Для таких детей возможность занятий подобна окну в большой мир, шанс получить хорошую допрофессиональную и ремесленную подготовку. Здесь вместе с педагогами дополнительного образования работают специалисты центров психолого-медико-социального сопровождения. Практически все они работают в паре по созданию оптимальных условий для развития личности школьников разных категорий. Например, более 10 лет работает театральная студия для детей-инвалидов в Южном Медведкове, в Доме творчества школьников создан «Семейный клуб» для детей и их родителей, уже много лет существует группа общей физической подготовки для детей с туберкулезной патологией, с 1995 года реализуется программа «Милосердие» в Центре «Останкино», третий год в Центре развития творчества детей и юношества «Свиблово» работает удивительный театр-студия «МИРТ», в котором играют как профессиональные актеры, так и маленькие актеры – инвалиды по зрению, слуху, опорно-двигательной системе, имеющие ту или иную форму отставания интеллекта; летом этого гола коллектив принял участие в международном фестивале. Доброй традицией творческих коллективов учреждений дополнительного образования стали концерты для детей-инвалидов, детей из малообеспеченных и многодетных семей, проводятся праздничные программы и выездные концерты в пансионатах для ветеранов войны и труда.

Результатом деятельности учреждений дополнительного образования стал высокий показатель по Москве числа лауреатов (3000 человек), дипломантов (1500 человек), призеров (около 10000 человек) городских, всероссийских, международных конкурсов, фестивалей, выставок и соревнований. За последние годы 15 коллективов награждены главным призом городского фестиваля «Юные таланты Московии», 34 детских коллектива имеют звание «Образцовый детский коллектив». Развитию системы дополнительного образования детей в округе способствует созданный на межведомственной основе окружной координационный совет во главе с заместителем префекта Валентиной Заботиной.

ы много работаем, развивается сеть, растет уровень педагогов и учреждений. Но после глубокого анализа системы дополнительного образования стало очевидно, что нужно выбрать главную линию, приоритет, и мы его нашли. В 2007 году, который был объявлен Годом ребенка и проходил под девизом «Растем вместе с Москвой!», была поставлена такая задача: Москва должна стать для детей городом реальных прав и возможностей, культуры и знаний, новейших технологий, городом мира и любви, удобным и радостным, а главное – городом безопасным. Вот тогда и была создана окружная программа «Северо-Восток – округ БЕЗопасного детства». Ведь только тогда ребенок сможет учиться, развиваться и получать все необходимые знания, когда он чувствует себя в безопасности. Поэтому первостепенной задачей программы стало создание и обеспечение психологической безопасности образовательной среды (безопасная школа, социальное окружение).

Работа по выполнению социального заказа государства на подготовку к жизни подростков, трудных ребят, детей «группы риска» и попавших в трудную жизненную ситуацию, формирование у них современного мышления, новых жизненных установок, и развитие личности с позитивными ценностями, способной взять ответственность за себя и свою судьбу, готовой к активному переустройству общества, целенаправленно ведется в нашем округе уже более 10 лет.

Безусловно, при переходе российской системы образования на новую содержательную и технологическую модель мы ощутили настоятельную необходимость совершенствования организационно-управленческой и научно-методической деятельности по оказанию помощи проблемным детям.

В программе «Столичное образование-5» сформулирована цель – создание эффективной системы психологического сопровождения образования как условие формирования и развития человеческого ресурса, повышения качества и объема психологических услуг населению, повышения психологической безопасности граждан, подготовки кадров для системы образования и социальной сферы города. Эта цель предполагает такое направление формирования психологической службы, при котором она становится ресурсом развития системы образования, создает условия для выстраивания взаимодействия учителя с учеником как целостных личностей, ориентирует педагогический процесс на развитие целостной личности и раскрытие творческих способностей и возможностей каждого субъекта образовательной среды: учителя, ученика, родителя, управленца. В СВАО успешно действует окружная система психологической службы, в которую входят: отдел коррекции, психолого-педагогического и социального сопровождения, лаборатория социально-психологических проблем и охраны психического здоровья ребенка ОУМЦ, психолого-медико-социальные центры и психологи ОУ.

В СВАО работают 987 психологов: в школах – 294 психолога, в ДОУ – 166 психологов, в ПМСЦ – 519, в учреждениях дополнительного образования – 8.

Психологи округа осуществляют психологическое сопровождение всех субъектов образования: детей, родителей, педагогов, руководителей, при этом основное внимание психологов направлено на детей и подростков. Опыт психологической службы округа показывает, что полноценное личностное развитие ребенка происходит тогда, когда с ним работают не только психологи, но и психологически компетентные педагоги, которые сами могут предотвращать многие проблемы в развитии ребенка и самостоятельно обеспечивать психологически полноценные условия его образования. В связи с этим нам представляется крайне важной та работа психологов, которая направлена на повышение психологической компетентности педагогов, на развитие гибкости их профессионального мышления, творческого потенциала. Важно, чтобы психологи работали с детьми не вместо учителя, а вместе с ним. Иными словами, необходимо развитие той системы отношений и условий, в которые включен ребенок и которые влияют на становление его личности, наиболее плодотворная работа психологической службы проявляется именно в работе с этой системой отношений, а не только лишь с одними детьми.

ПМСцентры составили основу системы образования округа по оказанию помощи проблемным детям, обеспечение безопасной образовательной среды и оказание помощи детям в кризисных ситуациях происходило на уровне деятельности передовых практиков, родителей и организаторов образования, способных к проектной деятельности.

Начиная с 2005 года ежегодно открывается по два центра. Сегодня их в СВАО 11, задача открытия психологических центров в районах округа выполняется согласно запросу населения и программе «Столичное образование-3, 4, 5».

Центры успешно решают серьезные комплексные задачи, например, они:

– содействуют созданию благоприятного психологического климата в ходе учебно-воспитательного процесса во всех образовательных учреждениях;

– оказывают помощь в усвоении учебной программы;

– определяют актуальные и потенциальные возможности детей, дают рекомендации педагогам и родителям по направлению их развития, воспитания и обучения;

– способствуют адаптации детей в детском саду и школе, воспитанников к условиям жизни в кадетских, коррекционных, специальных учреждениях, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– содействуют в организации работы по семейным формам воспитания, в работе «Школы патронатных родителей»;

– принимают активное участие в научно-методической разработке модели безопасной среды.

Эти учреждения определили для себя приоритетное направление в работе. Например, в Центре «Участие» (район Бабушкинский) успешно работает антикризисное подразделение, его основная задача состоит в оказании экстренной психолого-педагогической помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, пережившим посттравматический стресс, и внедряет лекотечную форму работы с родителями и специалистами, занимающимися реабилитацией детей-инвалидов и дошкольников. Все заседания окружных комиссий проводятся на базе этого учреждения. В Центре «На Снежной» (район Свиблово) работает «Телефон доверия», на уровне округа проводится работа с детьми и подростками по профориентации и профилактике употребления психоактивных веществ. В Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения «На Королева» (район Останкино) целенаправленно создается окружная служба коррекционной помощи и сопровождения на дому детей-инвалидов и детей, обучающихся на дому и по дистантным формам. Работой по сопровождению детей раннего возраста успешно занимается Центр «Феникс» (район Останкино).

Успешная работа центров возможна только под руководством современного грамотного менеджера.

Наши центры возглавляют профессиональные руководители: 5 из 11 имеют ученую степень кандидата наук, двое готовятся к защите диссертаций, причем один – к защите докторской диссертации.

Руководители центров постоянно повышают свою квалификацию, учитывая современные требования к управлению в образовании, все директора центров прошли обучение по программе «Менеджмент в системе образования». Под их руководством наши центры работают профессионально, это и позволило собрать в них квалифицированных специалистов.

Необходимым условием успешного развития окружной системы психолого-медико-социального сопровождения стало обеспечение высокого уровня кадрового потенциала.

В настоящее время в центрах СВАО работают 719 сотрудников: 215 психологов, 100 логопедов и дефектологов, 61 врач, 77 социальных педагогов, 120 педагогов дополнительного образования, обеспечивающих коррекционные занятия.

В центрах сформировалась уникальная система трансформации опыта профессиональной деятельности специалистов, каждый из которых обладает высоким уровнем подготовки, имеет свое профессиональное кредо, свои методы и формы работы. Через постоянно действующие семинары, «круглые столы» проходит обмен опытом, такое взаимодействие не только профессионально обогащает специалистов, но и дает возможность повысить качество услуг, используя апробированный опыт.

В настоящее время в центрах уже получили адресную поддержку и помощь 48 тысяч человек, из них 32 тысячи – дети, а остальные – родители, педагоги, психологи, руководители образовательных учреждений и специалисты других ведомств.

Потребность в деятельности центров возникает не только у участников образовательного процесса (родителей, учителей), но и у специалистов здравоохранения, социальной защиты, органов опеки и попечительства, судов, комиссий по делам несовершеннолетних. Инициаторами обращений в центры по-прежнему становятся родители (около 52% обращений), а также педагоги и психологи учреждений дошкольного и общего образования (около 35% обращений), специалисты разных ведомств (13%). При этом число обращений год от года увеличивается, но необходимо отметить, что количество обращений в центры непосредственно самих детей и подростков ежегодно снижается. Это объясняется тем, что школьные педагоги-психологи и специалисты центров стали уделять значительно больше внимания просветительской и профилактической работе со школьниками. Способствует этому и сайт «Телефона доверия» с функцией онлайн-консультирования, а также взаимодействие и сотрудничество с педагогами дополнительного образования.

Наиболее распространенные причины обращения в центры:

– школьная неуспешность (12%),

– нарушения развития (24%),

– нарушения поведения (9%),

– отклонения в здоровье и развитии (15%),

– профилактика нарушений (33%),

– профилактика ПАВ (1%),

– семейные проблемы (5%),

– методическое консультирование (1%).

Понятно, что помощь, которую оказывают ребенку, без работы с семьей неэффективна. За помощью в центры обращаются разные семьи, из них 60% – полные семьи, а это значит, что и в социально-благополучных на первый взгляд семьях появляются симптомы неблагополучия ребенка. Вторая большая категория семей, с которой работают наши специалисты, это неполная семья (35%). Здесь проблемы одинокого родителя, пережившего распад семьи, переносятся и продуцируются на ребенка. Специфические отношения в многодетной семье и в семье одинокой матери порождают проблемы у детей в их обучении и адаптации. Положительная динамика изменения позиции семьи – один из критериев эффективности работы центров.

В настоящее время активно идет процесс оснащения центров специальным оборудованием и пособиями. Это и сенсорные комнаты, и кабинет психомоторной коррекции, кабинеты психолога, и современное программное обеспечение. Забота Правительства Москвы об оснащении современным высокотехнологичным оборудованием учреждений, оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям, обеспечит нам еще большую эффективность работы этих учреждений.

Работа специалистов центров по развитию детской одаренности – неотъемлемая часть сотрудничества психологов и педагогов дополнительного образования, так как именно психологи помогают детям с ограниченными возможностями открыть их таланты, развить, а затем уже интегрировать в среду со здоровыми детьми в учреждениях дополнительного образования, где ребенок чувствует себя в безопасности – спокойно и уверенно. Таких примеров немного, но они у нас есть. Воспитанница Центра «Открытый мир» стала призером гран-при, талантливый вокалист Коленька Иванов, у которого нет руки, вот уже третий год выступает в концертах театра песни «Альт», наши воспитанники стали призерами параолимпийских игр в Пекине.

Можно с уверенностью сказать, что в наших центрах – и дополнительного образования, и ПМСЦ – работают особые, необыкновенные люди, которые каждую минуту помогают тем, кто особенно нуждается в их помощи.

За последнее время в системе образования Северо-Восточного округа наши учреждения успешно реализуют на практике основные принципы модернизации российского образования: доступность, качество, эффективность. Наша главная задача на ближайшее время – решение проблем дальнейшего становления в округе системы дополнительного образования и психологического сопровождения как одного из главнейших направлений в обновлении всей системы воспитания учащихся и создания безопасной среды для каждого ребенка. Можно без преувеличения сказать, что результаты, достигнутые нашими учреждениями, – золотой фонд Северо-Востока.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте