Нужно, безусловно, учить наукам, развивать мышление и память, прививать нормы этикета. Но главной задачей нас, учителей, было, есть и остается воспитание СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА.В колледже в отличие от школы в одной группе учатся студенты разных возрастов. У них разные мотивы к обучению, разные взгляды на жизнь.
В этом году я взяла шефство над первокурсниками. В моей группе как раз и собрались разновозрастные парни и девушки.Сергей – взрослый парень, отслуживший в армии, имеющий опыт работы. Он хочет получить профессию, приобрести базу для поступления в вуз.Пятнадцатилетняя Виктория поступила в наш колледж по совету родителей. Вике нравится учиться в колледже, ведь здесь ее ждут друзья, спортивные соревнования, выступления на сцене.Конфликт у Вики с Сергеем вспыхнул не сразу. Он нарастал, по мере того как Сережа делал Вике замечания, просил не мешать заниматься, вести себя сдержаннее. Вика называла парня занудным.У ребят откровенно портились отношения, они не могли понять друг друга. Уговоры прислушаться к чужому мнению, уважать его не давали видимых результатов.И наконец произошел взрыв. На классном часе Сергей с нескрываемым возмущением заявил, что Виктория мешает ему учиться, а педагогам – вести занятия, требовал наказать Вику. Его позицию поддержала часть группы. Девушка отвечала смехом, обзывала его ябедой и стариком. Разумеется, у Вики тоже нашлось немало сторонников. Группа разделилась, нужно было срочно что-то предпринять.Я предложила всем ребятам пойти гулять. Прямо сейчас, на классном часе.Мы поехали в центр Москвы – на Красную площадь. Первым делом – на нулевой километр, загадывать желание. Ритуал, как и ожидалось, внес элемент волшебства в прогулку. Волшебство радует и «больших детей».На площадь мы уже заходили, наперебой рассказывая друг другу о других волшебных местах нашего города. Постепенно перешли к историческим фактам, связанным с этим местом. Каждый рассказывал, что ему было известно, остальные с интересом слушали.Женщина, предложившая нам купить экскурсию, лишь вызвала недоумение. Нет, в этот день нам не нужна была экскурсия. Мы общались, узнавали друг друга, открывали заново.Следующим пунктом был Александровский сад. Мы подошли к Вечному огню. Сменялся караул. Сергей (как человек, прошедший воинскую службу) стал объяснять, по каким правилам происходит смена караула. «Тише, дайте дослушать», – услышали мы голос Вики, когда кто-то перебил Сережин монолог. Удивились все, даже сама Виктория. Удивились и обрадовались. Барьер был сломлен. Мы улыбались. А я вдруг поняла глубинный смысл слов из книги «Как воспитать настоящего человека» В.А.Сухомлинского: «Именно дух изумления создает ту утонченность сердца, благодаря которой слово становится могучим средством воспитания».А дальше ребята носились по саду, Сережа катал Вику на плечах, все фотографировались в обнимку. Мы были счастливы.По дороге домой ребята решали, куда мы поедем гулять в следующий раз. Конфликт в группе разрешился.Антон Семенович Макаренко писал: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».Галина ЗЯТЕВА, классный руководитель, технологический колледж №34
Комментарии